18 апреля 2019, 01:50

Воплощение мечты психопата. Бекмамбетов снимет фильм о керченской трагедии

Читать 360tv в

17 апреля представитель компании Тимура Бекмамбетова «Базелевс» сообщил о начале производства фильма, посвященного стрельбе в керченском колледже, которую устроил студент Владислав Росляков. Новость немедленно вызвала ожесточенную дискуссию.

Ровно семь месяцев назад, в 2018 году Владислав Росляков пришел на учебу с оружием и самодельными взрывными устройствами. Он взорвал одно из них и расстрелял однокашников. Погибли 20 человек и пострадали более 70.

Реклама

Фильм расскажет историю не только стрелка, но и погибших и выживших педагогов, студентов колледжа. Представитель «Базелевса» подчеркнул, что создатели киноленты попытаются разобраться в причинах, толкнувших Рослякова на преступление, чтобы подобное никогда не повторилось.

Фильм будет снят в формате screenlife. То есть события будут показаны на экранах телефонов и компьютеров.

«Вместо декораций — рабочий стол, вместо действия героя — курсор», — уточнили в пресс-службе кинокомпании.

Журналистка Ксения Леонова в Facebook сообщила, что станет сценаристом проекта, а режиссером назначен Леонид Марантиди.

«Ну вот, теперь можно раскрыть секрет. Мы с Леонидом Марантиди делаем фильм про трагедию в Керчи. Папа проекта — Тимур Бекмамбетов. Расследование ведется от лица журналиста, который не выходит из дома после перелома позвоночника, все время жрет гамбургеры и на всех ворчит. Угадайте, о ком идет речь? Подсказка: этот же журналист заявлен в пресс-релизе сценаристом», — написала она.

Ксения Леонова больше 15 лет проработала в издательском доме «Коммерсант», в журналах Forbes и «Секрет фирмы». Она писала для «Афиши», Esquire, Colta и других изданий. Леонова получила премии «Редколлегия» и «Профессия журналист».

Бойня в Керчи

Леонид Марантиди известен как сценарист и режиссер документальной программы «О нет, только не это!». Он писал в изданиях kino-teatr.ru, Openspace, W-O-S, Arzamas. До недавнего времени был автором роликов и короткометражных документальных фильмов в Meduzа.

Примечательно, что формат screenlife придумал сам Тимур Бекмамбетов. Он уже снял три фильма, где действие в основном разворачивается на экранах гаджетов. Его киноленты были замечены зарубежным зрителем и критиками.

В частности, триллер «Убрать из друзей». Сюжет развивается вокруг общения школьных друзей по скайпу. В общем чате они выясняют, кто стал причиной самоубийства их одноклассницы. И один из них настроен в поисках правды зайти довольно далеко.

Еще один триллер, «Поиск», рассказывает об исчезновении 16-летней девочки и ее отце, который в процессе поисков дочери выясняет, что ничего о ней не знал.

Последним фильмом Бекмамбетова в этом формате стал детектив «Профайл». Он основан на журналистском расследовании француженки Анны Эрель, написавшей книгу «Я была джихадисткой». Она внедрилась в систему вербовки радикальных исламистов, занимающихся привлечением в свои ряды европейских женщин. Журналистка ежедневно общалась по скайпу с террористом, и фильм построен на сообщениях мессенджера.

Премьера картины состоялась на Берлинском фестивале, где она получила приз зрительских симпатий. Отечественный зритель увидит ее не скоро, так как фильм нарушает российское законодательство. Бекмамбетов заявил, что собирается его адаптировать, но пока о сроках ничего не сообщалось.

Неизвестно, будет ли нарушать законодательные или этические нормы новый фильм режиссера, но саму идею уже осудили. В частности, крайне негативно отозвалась о нем зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская.

«Это была сплошная мясорубка. И показывать это по телевизору, героизировать этого Рослякова, или как его там хотят показать, я не поддерживаю такие идеи», — заявила Поклонская.

К ней неожиданно присоединилась телеведущая и экс-кандидат в президенты РФ Ксения Собчак. В своем Telegram-канале она высказалась о намерениях Бекмамбетова резко отрицательно.

«Психопаты только и мечтают, чтобы их преступления были увековечены в полном метре, да еще маститыми режиссерами, продюсерами и звездным актерским составом», — написала Собчак.

Министр культуры Крыма Арина Новосельская сообщила, что пока ведомство не получало уведомлений или запросов на съемку киноленты о трагических событиях в Керченском политехническом колледже. Она также отметила, что меру своего участия или неучастия в проекте выжившие после трагедии будут решать сами. Возможно, они согласятся во имя того, чтобы подобное больше не повторилось. Новосельская признала, что говорить о таких случаях необходимо, но с особой осторожностью.

«А главное, для огромного числа молодых людей — чувство сопереживания, ответственности за своего друга, который находится рядом. Мне кажется, что эти чувства нужно возрождать, в том числе [с помощью] профилактических фильмов, передач, книг. Но моральная сторона тонкая», — подчеркнула министр культуры.

О том, что общество может встретить фильм о керченской трагедии в штыки, предупредил и президент Гильдии киноведов и кинокритиков РФ Кирилл Разлогов.

«Нападки будут — людям делать нечего. Но это будет дополнительная реклама. Фильмы делаются, чтобы залы наполнялись, с одной стороны, и чтобы люди становились лучше — с другой. Но это не всегда получается. Тимур — талантливый человек, хороший организатор. Раз он загорелся этой идеей, будем ждать хорошего фильма», — заявил он.

Тонкая грань между сочувствием и обличением

Режиссер Илья Хотиненко заявил «360», что пока не видел информации о том, что «Базелевс» запустил в производство фильм о керченском «колумбайне». К тому же вопрос запрета фильма можно обсуждать только в том случае, если он будет сниматься на деньги Министерства культуры РФ.

«Если это личные средства Бекмамбетова и его компании, они могут вкладывать деньги во что угодно. Если они риски берут на себя, теоретически возможные протесты какие-то, недовольные граждане, если они готовы к этому, то почему нет? Мне кажется, что это не очень интересно, кто это будет смотреть? Я думаю, что это фейк. Я примерно знаю, чем Бекмамбетов занимается, и таких идей у него не припомню. Повторюсь, коммерческой составляющей не вижу никакой. Может быть, это вброс такой, чтобы понять, как социум и рынок среагируют на такую тематику», — предположил режиссер.

Он признал, что грань между сочувствием преступнику и попыткой беспристрастно изучить произошедшее в принципе очень тонка.

«Все вокруг этого вопроса ходят как лиса вокруг кувшина. Надо проходить по лезвию. В любом случае задача кинематографа когда-то была, сейчас все реже — поднимать какие-то сложные социальные вопросы. Понять ситуацию невозможно, если мы не попытаемся ее проанализировать, узнать, за счет чего человек может превратиться в монстра», — сообщил Хотиненко.

Но, по его мнению, такие проблемы необходимо затрагивать, говорить о них, артикулировать. Однако коммерческая составляющая таких проектов, по словам режиссера, весьма сомнительна.

Кинокритик Василий Степанов в беседе с «360» предположил, что отечественный зритель может хорошо принять формат screenlife, введенный в обиход Тимуром Бекмамбетовым.

«Мне кажется, фильмы такого формата — это глобальное явление, как и интернет, направленное на всех зрителей. Его легко снимать, поэтому он так успешен на разных рынках, в том числе и на российском. Это не сугубо отечественный феномен», — отметил он.

Кинокритик Василий Корецкий сообщил «360», что не понимает, почему появились заявления о неуместности подобного фильма через столь короткое время после произошедшей трагедии.

«Пока будет написан сценарий и фильм будет снят, пройдет еще не меньше года. Он появится через 2-2,5 года. Если больше времени пройдет, это будет неинтересно и неактуально. Будут другие события», — разъяснил он.

По его мнению, создателям фильма будет легко избежать неуместной романтизации Владислава Рослякова, чего многие сейчас так опасаются.

«В этом году вышли два фильма о террористе Брейвике. В нем нет ничего подобного, они сняты о его жертвах. В фильмах про Великую Отечественную войну тоже нет романтизации Гитлера», — привел пример кинокритик.

Он одобрил выбранный формат фильма, так как кинолента Бекмамбетова «Убрать из друзей» была революционной и о ней много писали.

«Вопрос в том, насколько это будет уместно в кино. Для этого формата идеальны стриминговые сервисы и экраны компьютеров», — выразил сомнение кинокритик.

Он отметил, что вряд ли этот фильм повторит судьбу «Профайла» и не попадет на экраны. Все-таки последний был снят о запрещенной в России организации, а случай в Керчи является частным помешательством.

Российский режиссер и продюсер Геннадий Иванов подчеркнул, что для каждой темы есть свое время.

«Если она горячая, актуальная, по ней надо снимать кино, вскрывать проблему, чтобы она не повторилась вновь. Можно ее замалчивать, заметать под ковер, но она вернется. Поэтому на острые темы надо снимать кино», — заявил он «360».

Он предположил, что нельзя ожидать от команды Бекмамбетова, что она снимет фильм, пронизанный сочувствием к Рослякову. Он напомнил, что американцы сняли фильм под названием «Слон», посвященный событиям 1999 года в школе «Колумбайн». Старшеклассники Эрик Харрис и Дилан Клиболд напали на школьников и педагогов с использованием стрелкового оружия и взрывных устройств. Погибли 13 человек, было ранено 37 человек. Нападавшие покончили с собой. В фильме было показано состояние самих стрелков и их жертв. И это было страшно.

Геннадий Иванов признал, что избранный создателями формат относительно нов для российского зрителя.

«Я думаю, что мы живем в телефонах, смотрим видео, пользуемся стриминговыми сервисами, получаем сведения от своих знакомых в реальном времени. Мне кажется, это будет интересно. Бекмамбетов пионер этой технологии, со временем зрители примут и такой формат подачи материала», — предположил режиссер.

Он посетовал, что в России каждый день могут меняться законы и по любому поводу оскорбляться чувства верующих. Поэтому предсказывать судьбу фильма не взялся.

«Могут не пропустить, но мне кажется, что фильм актуален», — заявил Геннадий Иванов.

Режиссер Николай Лебедев заявил, что не видит проблемы в том, что события в керченском колледже еще свежи в памяти россиян и снимать по ним фильм слишком рано.

«Это вопрос подхода. И я уверен, что команда, которая занялась этой темой, проживать ее будет очень остро и болезненно. Страшная трагедия. Вас же не смущает, что на телевидении в тот же день могут быть программы и ток-шоу на эту тему? Почему в кино надо ждать десять лет, прежде чем высказаться?» — удивился режиссер.

Он также счел безосновательными опасения тех, кто ожидает увидеть в картине сочувствие к преступнику.

«Я думаю, что сопереживать будут жертвам. Искусство должно нести понимание любого человека и «милость к падшим призывать». Но это не означает, что преступника будут обелять или защищать. В такого рода материале жертва, человек, который пострадал, прежде всего заслуживает сострадания. Преступник потому так и называется, что преступил не только закон, но и человеческие нормы. Но важно понять, почему это произошло, чтобы это больше не повторялось», — резюмировал Николай Лебедев.

Реклама

Реклама