23 марта 2019, 19:08

«Вообще‐то это банальная вежливость». Равнодушие окажется вне закона после обновления административного кодекса

Читать 360tv в

Правительство решило бороться с негативным отношением к клиентам продавцов и компаний, оказывающих услуги пожилым людям и инвалидам. В Административном кодексе появятся специальные статьи, где пропишут ответственность за отказ обслужить клиента из-за возраста или состояния здоровья. В частности, речь идет о случаях, когда человек не может получить услугу стандартным способом. Персонал должен прийти на помощь, а не игнорировать просьбу клиента. Повлияют ли эти изменения на повседневную жизнь инвалидов и пенсионеров — в материале «360».

Новый кодекс

Премьер-министр России Дмитрий Медведев по итогам совещания дал поручение министерствам юстиции и экономического развития подготовить концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях. Об этом сообщается на сайте российского Кабмина. Оба ведомства до 1 июня подготовят свои предложения, которые должны появиться в обновленном документе.

Главной причиной изменения кодекса названа необходимость его актуализации. То есть надо учесть современные реалии, а также систематизировать правовое регулирование в области административной ответственности.

Часть поправок, которые включат в Кодекс об административных правонарушениях, касается защиты прав потребителей. В частности, предполагается установить ответственность для организаций за отказ обслуживать клиента из-за возраста или состояния здоровья.

По словам Дмитрия Медведева, известный случай, когда на призыв тех, кто просит персонал войти в их положение и изменить способ оказания услуги, просто отмахиваются. По мнению премьер-министра, такой ситуации быть не должно, а работники должны оказывать помощь, а не игнорировать потребителей с особыми запросами.

«Когда такие нормы вводятся на законодательном уровне, это несколько странно. Вообще-то это просто банальная вежливость. Но, к сожалению, необходимость в этом есть: регулярно и пенсионеры, и инвалиды сталкиваются с тем, что их отказываются обслуживать, относятся равнодушно, не учитывают особые потребности. Поэтому эта форма ответственности, надеюсь, каким-то образом повлияет на ситуацию», — подчеркнул премьер-министр.

«В лицо не отказывают»

Уже несколько лет подряд для людей, которые передвигаются на колясках, создают доступную среду. Но добраться до магазина или места предоставления различных услуг это одно, а вот получить ее порой бывает очень трудно.

Как рассказала «360» президент фонда правовой защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров» Светлана Носачева, обычно в лицо работники учреждений не отказывают. Но часто бывает так, что просто технически невозможно попасть в магазин или снять товар с верхних полок. Но бывает так, что продавцы приходят на помощь в таких случаях.

«Все зависит от многих факторов, от самого магазина и сотрудников. Проходили ли они обучение какое-то, сталкивались ли ранее с такими случаями. Нет какого-то индивидуального случая», — пояснила она.

Некоторые магазины проводят для своих сотрудников специальные обучающие курсы по работе с людьми с ограничениями здоровья. Но поступают так пока еще не все.

Своевременные поправки

Изменения Кодексе положительно скажутся на условиях потребительского рынка и позволят пенсионерам наконец почувствовать себя защищенными. Таким мнением поделился с «360» юрист Тимур Маршани.

Он пояснил, что сегодня пожилые люди достаточно часто сталкиваются с обманом и злоупотреблением доверия со стороны продавцов и исполнителей услуг.

В случае вступления поправок в силу штрафы для недобросовестных организаций существенно повысятся, а значит, они будут ответственнее относиться к выполнению своих обязанностей.

«Сегодня этот аспект мало затронут действующим кодексом. Я думаю, что изменения и поправки, которые будут внесены, существенно скажутся на условиях потребительского рынка и оказании услуг населению», — пояснил адвокат.

Однако при этом он отметил, что на сегодня пожилые люди практически не обращаются в контрольно-надзорные органы за защитой. С одной стороны, они не были защищены законодателем с точки зрения трактовки пользователя, с другой — просто не знали о том, что у них есть гарантированные права.

Если раньше кодекс устанавливал только штрафы для юридических лиц за невыполнение требований потребителя, то теперь появятся новые поправки, которые определят условия, при которых привлекать к штрафу будут сами организации, которые оказывают услуги или выполняют работы.

Реклама

Реклама