26 июня 2019, 14:24

Водителям закрутят гайки. За грязные номера смогут лишить прав

Читать 360tv в

Водителей, умышленно испачкавших или закрывших номерные знаки, будут лишать прав. Верховный суд направил постановление нижестоящим инстанциям, добавив уточнения в 12-ю главу КоАП, в которой прописаны наказания за нарушение правил дорожного движения. Новый повод договориться или справедливая кара для хитрецов?

Документики предъявляем

Теперь водители, которые хотят обхитрить камеры контроля скорости и парковщиков, будут наказаны. Если автолюбитель намеренно закрыл госзнак листом бумаги, картоном, листвой, грязью или снегом, суд может оштрафовать его до пяти тысяч рублей или лишить прав. Для этого инспектор должен доказать, что водитель умышленно скрыл номера. Если же госзнаки покрылись грязью или снегом при движении по трассе, то применять можно только 500-рублевый штраф.

Помимо вопроса с госномерами, суд разъяснил момент с «обочечниками». Нередки случаи, когда такие водители при столкновении с автомобилем, поворачивающим направо из основного ряда, в суде пытались доказать, что им должны были уступить дорогу, поскольку они ехали прямо, не меняя траекторию движения. Теперь же суд окончательно разъяснил, что пропускать автомобили, движущиеся по обочине, никто не обязан — авто едет там, где ему запрещено ПДД. Кроме того, не нужно уступать дорогу и тем, кто едет во встречном направлении по улице с односторонним движением, а также выезжает на перекресток на запрещающий сигнал светофора.

Также суд внес ясность в установку нештатных ксеноновых ламп. Такие средства популярны у водителей, так как светят ярче и потребляют меньше энергии, однако приводят к ослеплению встречного потока, если вмонтированы в фары, не предназначенные для этого.

Суды начнут учитывать эти детали с момента публикации документа.

Сбор денег или профилактика нарушений

В беседе с «360» член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов рассказал о своем отношении к вопросу об умышленно испачканных номерах. Саму меру он назвал логичной, так как многие граждане пытаются «уходить от той вакханалии, которая попадается на дорогах нашей страны с точки зрения камер видеофиксации». В качестве примера можно привести устройства наблюдения, нагроможденные через каждые 300 метров на одной дороге. Или установленные возле знака с ограничением скорости в 20 километров в час, которая не отменяется на протяжении десятков километров.

Однако, по мнению Старовойтова, есть обратная сторона медали. «Государство, которое везде понатыкало этих камер видеофиксации, абсолютно нелогично разместило их в местах различных ловушек, чтобы заниматься не профилактикой безопасности дорожного движения, а сбором денег», — добавил он. 

Государство должно начать с себя, прежде чем бороться с автолюбителями. Должно разобраться, для чего у нас камеры видеофиксации — для того, чтобы собирать деньги, или заниматься профилактикой правонарушений

Александр Старовойтов.

Старовойтов задался вопросом, каким образом инспектор и суд будут говорить, что номера испачканы умышленно. Он привел в пример гипотетическую ситуацию, при которой какой-то злоумышленник прошелся по парковке и наклеил бумажки на номерные знаки.

«Приедет инспектор ДПС, оформит протоколы… И что? Будет нести ответственность автолюбитель? Представьте, какое количество автоподстав можно будет организовывать. Можно будет пойти отомстить соседу, еще что-то. Слово „умышленность“ у меня очень серьезные сомнения вызывает. И сомнения вызывают эти санкции, потому что могут пострадать люди, которые ничего не предпринимали», — заключил Старовойтов.

Система уходит в деньги

Координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов считает, что Верховный суд новым разъяснением поставил все точки над «ё», обобщив судебную практику. Раньше, например, между водителем и инспектором был спор по поводу грязных номеров. Автолюбитель уверял, что чистая машина и грязные номера — совпадение, но инспектор не верил (и не зря). Теперь же разночтения, по мнению Шкуматова, сойдут на нет, так как Верховный суд внес однозначность в эту ситуацию.

Система уходит в сторону зарабатывания бабок в автоматическом режиме

Петр Шкуматов.

Возмущаться по поводу новых мер не стоит, отметил Шкуматов в беседе с «360», так как и раньше было очевидно, что, если автомобиль чистый, а номер грязный, то это не просто так. Кроме того, на автомойках долгое время была популярная услуга: закрыть номерной знак пакетом, чтобы он остался в грязи.

«Я считаю, что наша система наказаний зашла в какой-то штопор, самозавинчивающуюся гайку. Это уже просто несмешно. Система разбалансирована, усиливается репрессивный характер этой системы. И это плохо, потому что в подавляющем большинстве страдают водители, которые этого не заслуживают», — заключил Шкуматов.

Может, договоримся?

Автоэксперт Роман Гуляев объяснил «360», что разъяснение Верховного суда по поводу нечитаемых номеров хоть и не очень здравая инициатива, однако она уточнена в пользу автолюбителей.

Очень важно уточнение, что инспектор должен доказать суду умышленность. <…> Здесь уточнено в пользу водителей, что через суд только можно доказать

Роман Гуляев.

В любом случае сейчас нечитаемые номера тоже считаются причиной для остановки транспортного средства. Однако пока инспектор только предлагает протереть знаки и, если водитель прислушивается, то его отпускают, не накладывая каких-либо санкций.

Можно предположить, что инспекторы будут пытаться нажиться на невнимательных или недобросовестных автолюбителях, останавливая их и требуя оплатить штраф на месте под угрозой лишения прав. Однако, считает Гуляев, в России «все места для договоренностей уже более-менее убрали» уточнения Верховного суда.

Все зависит от инспектора

Автоблогер Настя Туман в беседе с «360» объяснила, что разъяснения Верховного суда правильные, потому что россияне всегда «пытаются найти лазейку, чтобы комфортно жилось». Кроме того, многие автомобилисты перегибают палку: ездят с огромными превышениями скорости, паркуются, мешая и пешеходам, и водителям, прижимают другие машины.

По мнению Туман, работоспособность новых мер зависит от самого инспектора и водителя. Собеседница не считает, что сотрудники правопорядка будут придираться ко всему. Как минимум потому, что сейчас в стране запрещена тонировка передних стекол, но огромная доля автомобилей все равно ездит с затемнением окон. По словам автоблогера, далеко не все сотрудники правопорядка цепляются к таким мелочам.

Зависит от человека и инспектора. Он такой же русский человек с русским менталитетом. <…> Если он хороший, правильный человек, то он будет по закону поступать, а если он гнида, то он будет по-гнидски поступать

Настя Туман.

Реклама

Реклама