18 октября 2018, 00:30

«Во всем виновата школа»: эксперты рассказали, почему появился керченский стрелок

Читать 360tv в

Стрельба в российских учебных заведениях в этом году побила рекорд. В марте школьница из Курганской области устроила охоту с пневматикой на учеников своей школы. В колледже под Новосибирском вооруженный пистолетом подросток ворвался в класс с нацистским приветствием и устроил стрельбу на поражение по студентам, после чего покончил с собой. В Керчи студент четвертого курса техникума убил 19 человек. 2018 год стал самым кровавым по количеству жертв с перестрелками в школах и колледжах. «360» пообщался со специалистами, чтобы выяснить, с чем связано увеличение насилия в учебных заведениях и как это можно предотвратить.

Побочный продукт школьного образования

Социальный психолог Алексей Рощин в беседе с «360» заявил, что вся ситуация, которая сложилась на сегодняшний момент, говорит о том, что российская система школьного образования просто-напросто показала свою несостоятельность, поскольку количество «школьных стрелков» в последние годы увеличилось. При этом речь уже не идет о случаях в крупных городах. Это происходит повсеместно.

«То есть тут дело не в национальных или территориальных границах, а именно в устройстве школьной системы как таковой, как ни тяжело это признавать. Сама школа у нас устроена так, что в качестве одного из побочных продуктов своей деятельности она порождает таких вот школьных убийц», — заявил он.

По словам психолога, увеличение таких случаев позволяет создать портрет потенциального организатора расправы в учебном заведении.

«Это именно тихоня с невысокими оценками. Без девушки и друзей. При этом, как потом выясняется, он все очень давно и долго планирует. К примеру, ивантеевский стрелок (девятиклассник из Ивантеевки напал с молотком на учительницу, а потом начал стрелять в классе — прим. ред.), например, еще за три года до событий написал у себя в дневнике, что он еще всем покажет», — рассказал психолог.

По его словам, подобные личности очень долго копят свою обиду, готовясь к мести. Причем этот процесс может занять не один год. За это время рассчитывается все: где взять оружие, когда и как напасть и так далее.

«То есть ходит ученик, и в нем уже тикает этот часовой механизм, и никто не обращает внимания. И чаще всего это все происходит потому, что современная школа вообще не настроена на взаимодействие с внутренним миром учеников», — отметил Алексей Рощин.

Учителям сегодня не до школьников с их проблемами, так как количество учебных планов, параграфов и формальных показателей не позволяет им заниматься каждым конкретным учеником.

Внешнее влияние

Врач-психотерапевт Александр Федорович назвал сразу три причины, по которым появляются школьные стрелки. Одним из первых моментов, по его мнению, являются социальные условия, в которых живет российский современный школьник, а это в большинстве своем бездумно заимствованная система из США.

«Мы взяли из Штатов слепо все: система образования, система потребления, система взаимодействия на социальном уровне, система лифтов и так далее. Естественно, со всем этим пришли и побочные вещи», — заявил он, пояснив, что никто при копировании не учел нюансов.

Во втором моменте он согласился с Алексеем Рощиным: что проблема в школе, которая полностью сложила с себя социально-воспитательный фактор, сделав упор только на образовании, оставив ребенка без надзора.

«Будет очень много интересных фактов о том, как этот мальчик рос, кто его родители, какова была психологическая ситуация. Выяснится наверняка, что он где-то в соцсетях уже что-то подобное обсуждал и что „как так, этого никто не увидел“. А потому, что мы не знаем, в чьи задачи входит видеть», — подчеркнул Федорович.

Он отметил, что не исключает и роли родителей в этом вопросе. Но куда им идти и к каким специалистам обращаться, если они видят, что с их ребенком что-то не так.

«У меня есть такие родители, которые говорят: „У меня проблема с подростком, к кому мне обратиться? К классной, к директору, куда?“ Во всех инстанциях говорят — не наше дело. А чье оно?» — возмутился он.

Психотерапевт отметил, что уже готов обратиться в Министерство юстиции, чтобы появились некие правила для тех, кто видит проблемы с ребенком и может быть услышанным в специальном заведении, где ему окажут помощь.

Неутешительная статистика

До нападения в техникуме Керчи самым большим по количеству жертв был 2014 год, когда старшеклассник московской школы, забрав карабин отца, взял в заложники свой класс вместе с учителем, которого в итоге застрелил. Еще одно смертельное ранение получил охранник. Этот случай называли одним из первых, когда школьная стрельба привела к смерти.

Всего огнестрельные ранения в тот год получили пять человек. При этом не всегда за оружие хватались подростки. В Вологодской области мужчина выстрелил в отца ребенка своей супруги в кабинете директора школы. В Томске бывший ученик устроил стрельбу в учебном заведении — ранение получили два школьника и завуч.

Через год количество жертв и пострадавших уменьшилось. Отец одной из учениц саратовского лицея застрелил тренера по карате Азамата Норманова. Учитель умер от полученной травмы. Еще двое родителей были ранены.

Самым спокойным стал 2016 год, когда количество жертв стрельбы в школах составило только два человека. В обоих случаях пострадали ученики от рук преподавателей. В Башкирии учитель ОБЖ случайно выстрелил из пневматики в одну из учениц, а в Пермском крае физруку не понравились курящие старшеклассники, и он ранил в грудь одного из парней.

В 2017 году снова появились смертельные случаи, а количество жертв стало максимальным: семь человек. В Нижнекамске школьник выстрелил в глаз соседу по парте. От полученной раны мальчик скончался.

В Коми два случая, когда школьники случайно брали в руку пневматику и наносили травмирующие раны одноклассникам. И громкое дело ивантеевского стрелка. Напавший на учительницу с молотком старшеклассник после устроил стрельбу. Травмы получили три ученика, которые выпрыгнули из окна.

В этом году только количество жертв уже составило 20 человек, и это не окончательные данные, потому что 10 из пострадавших в Керчи находятся тяжелом состоянии.

По мнению эксперта, ситуация со стрельбой в школах будет только ухудшаться.

Социальный психолог Алексей Рощин отметил, что нагрузку с учителей никто не снимет, а значит, внимание школьникам будут уделять все так же мало. А популярность «школьных убийц будет только возрастать, и они могут стать моделью для подражания для таких же „тихонь“».

«Возникает последовательность с положительной обратной связью. То есть чем больше их появляется сейчас, тем больше их будет потом», — подытожил он.

Реклама

Реклама