22 февраля 2019, 19:08

Владимир Путин поручил уменьшить налоги для застройщиков. Квартиры подешевеют?

Читать 360tv в

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил освободить строительные компании от налога на прибыль и НДС. Такие послабления будут стимулировать комплексное развитие городов и поселков, уверен глава государства. Сейчас застройщики несут двойные издержки при передаче стране объектов социальной инфраструктуры, отмечают участники рынка. Как изменение налоговой нагрузки скажется на стоимости квартир, разбирался «360».

Девелоперские компании, занимающиеся сооружением социальных объектов, которые потом передаются государству или муниципалитетам, необходимо освободить от налога на прибыль и НДС. С таким тезисом обратился к правительству президент РФ Владимир Путин во время своего послания Федеральному собранию.

Реклама

«Сегодня, когда строительные компании передают государству или муниципалитетам социальные объекты, они вынуждены с них еще и заплатить налог на прибыль и НДС. Необходимо освободить застройщиков от этого бремени. Имею в виду и наши новации в строительной сфере», — сказал Путин.

Российский лидер добавил, что подобные льготы будут стимулировать «именно комплексное развитие наших городов и поселков», а рядом с жильем появится все необходимое семье, поликлиника. «Чтобы родители могли работать, учиться, быть счастливыми, получать удовольствие от отцовства и материнства», — пояснил он.

Снятие излишней налоговой нагрузки с застройщика позволит исполнить другую задачу президента, озвученную в ходе выступления, говорят опрошенные «360» участники рынка. До 2021 года Владимир Путин поручил полностью решить проблему с яслями. «Мы уже обеспечили практически повсеместную доступность детских садов, но до конца 2021 года нужно полностью решить проблему с яслями», — отметил президент. По его прогнозам, в ближайшие три года должны появиться как минимум 270 тысяч новых мест в яслях, из них 90 тысяч мест — уже в 2019-м. На эти цели выделяют 147 миллиардов рублей из бюджетов всех уровней.

Сейчас застройщик в большинстве случаев возводит объекты социальной инфраструктуры заодно с жилыми домами, чтобы привлечь как можно больше покупателей. Однако затем компании отдают школы, детские сады и больницы на баланс муниципалитета. При этом, построив за свой счет здания, девелоперы еще платят в казну налоги на прибыль и НДС с этих объектов. Иногда строители отдают их в ведение собственников квартир, но и такие схемы не приносят доходов и, по сути, являются убыточными, объясняет заместитель генерального директора ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев. В результате существующая система на 10-15% повышает затраты на строительство социальных объектов.

«Освобождение от налогов на социальную инфраструктуру позволит существенно сократить затраты на строительство комплекса, что положительно скажется на стоимости квадратного метра для конечного потребителя. Будущие собственники вдвойне выигрывают: за счет конкуренции среди застройщиков цены на жилье снижаются, при этом объекты инфраструктуры все равно все будут построены», — заметил собеседник «360».

Деньги на строительство

На практике сейчас налоги за муниципальное имущество платят покупатели квадратных метров, отметил в беседе с «360» генеральный директор Ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов. «Застройщик указывает в своей проектной декларации, что вместе с тремя домами обязуется построить школу. Деньги на ее строительство девелопер также берет у покупателя, закладывая стоимость школы в цену квартиры и плюсуя туда налоги на „социалку“. Ведь даже если это безвозмездная передача, то застройщику приходится платить налоги. Теперь, когда застройщики не будут платить налоги на имущество с садов и школ, эти объекты будут дешевле им обходиться и они смогут снизить цены для потребителей», — рассказал специалист.

При этом снижение налоговой нагрузки позволит девелоперам предотвратить рост цен на жилье при переходе на проектное финансирование, добавляет эксперт. Напомним, что 1 июля 2019 года российские застройщики лишатся возможности привлекать деньги дольщиков напрямую. Средства граждан, вложенные в приобретение жилья, будут храниться на счетах эскроу. Воспользоваться ими застройщики смогут только после ввода объекта в эксплуатацию. Строительство при этом будет вестись за счет банковских кредитов. «Новая процедура привлечения финансирования снизит маржинальность бизнеса, поэтому налоговые льготы позволят строителям сократить издержки и не поднимать цены на жилье для потребителей», — отметил Дмитрий Гордеев.

Между тем темпы строительства жилой недвижимости постепенно замедляются, свидетельствуют данные Росстата. Так, в первом полугодии 2018 года в России было введено в эксплуатацию 29 миллионов квадратных метров жилья, что всего на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее драматично ситуация развивалась в июне: тогда общий ввод жилья упал на 17%. Меньше домов стали строить даже в столице — показатель упал на 15%. Единственным регионом, где строительство шло ударными темпами, это Подмосковье. В Московской области было введено в эксплуатацию 27 миллионов квадратных метров недвижимости, что на 16% больше, чем в прошлом году.

При этом в 2018 году застройщики, работающие в Москве и Московской области, продали жилья на рекордную сумму: впервые в истории рынка недвижимости их совокупная выручка составила более одного триллиона рублей, подсчитали аналитики онлайн-сервиса объявлений ЦИАН.

Такая динамика связана с постепенным затовариванием рынка и подготовкой застройщиков к новым правилам получения заемных средств, объясняет Алексей Белоусов. «Переход на проектное финансирование осилят далеко не все, поскольку получить средства у банков сложнее, чем у дольщиков, как это было раньше. В результате с рынка могут уйти мелкие застройщики, что может снизить конкуренцию и негативно сказаться на темпах строительства и конечной цене продукта. Но снижение налоговой нагрузки позволит компаниям сохранить часть средств, которые они будут использовать на строительство последующих объектов», — заключил собеседник «360».

Реклама

Реклама