facebook_pixel
  • 04 апреля 2019, 15:58

    Виновата птица. Как новые детали крушения Boeing могут повлиять на сумму выплат родственникам погибших

    В ходе расследования причин крушения Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии у инженеров появилась новая версия. Они утверждают, что катастрофа могла произойти из-за столкновения борта с птицей или посторонним предметом. Новые детали катастрофы дают родственникам возможность подать в суд на Boeing и требовать денежной компенсации, уверены участники рынка. Сколько они могут получить, разбирался «360».

    Виновата птица. Как новые детали крушения Boeing могут повлиять на сумму выплат родственникам погибших

    Вероятной причиной крушения самолета Boeing 737 MAX эфиопского национального авиаперевозчика Ethiopian Airlines могло стать столкновение лайнера с посторонним предметом. Инженеры не исключают, что в одну из турбин могла попасть птица. Новые подробности о катастрофе сообщает ABC News со ссылкой на источники, знакомые с данными расследования.

    По сведениям издания, подобный инцидент мог спровоцировать экстренное включение коррекции маневрирования (MCAS). Датчики «угла атаки» программы приняли удар за крен самолета и в автоматическом режиме направили нос судна вниз. После активации MCAS пилоты не смогли восстановить контроль над самолетом — и он разбился.

    Новые обстоятельства укладываются в общую концепцию сценария падения борта, поскольку датчики «угла атаки» являются частью MCAS, объясняют опрошенные «360» эксперты. Раньше именно неисправность MCAS называли возможной причиной крушения. После инцидента Boeing выпустил обновленную версию программы, которая должна снизить нагрузку на экипаж и избежать запуска системы на основе ошибочных данных.

    «Теоретически птица могла стать триггером запуска системы MCAS, но тогда какого размера должна она быть? Впрочем, основная проблема заключается даже не в столкновении с посторонним предметом, а в неправильной работе защиты от сваливания самолета. Фактически она работает против пилота, и тут объективно вина лежит на Boeing, который не смог наладить адекватное функционирование программного обеспечения борта», — пояснил в беседе с «360» летчик первого класса Андрей Литвинов.

    Новейший Boeing 737 MAX, принадлежавший авиакомпании Ethiopian Airlines, разбился 10 марта. Потерпевший крушение самолет следовал по маршруту Аддис-Абеба — Найроби. На его борту находились 157 человек, никому выжить не удалось.

    Многомиллионные иски

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/04/32662_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    Катастрофа в Эфиопии стала уже вторым крушением самолетов данной модели за последние полгода. Несколькими месяцами ранее авария произошла с аналогичным бортом индонезийской компании Lion Air. Несмотря на то, что официально Boeing пока не опубликовал результаты расследования по этим двум катастрофам, семьи погибших уже начали подавать иски на корпорацию, обвиняя ее инженеров в некачественной работе.

    Накануне родственники погибшего в катастрофе Ethiopian Airlines мужчины подали в суд на Boeing в США. В иске семьи гражданина Руанды Джексона Мусони говорится, что при производстве модели Boeing 737 MAX был допущен дефект автопилота, который привел к катастрофе. В итоге родственники погибшего требуют компенсацию за его гибель. «Согласно принципам международного права, родственники имеют право взыскать с Boeing средства за причиненный моральный ущерб. Его сумма не установлена законодательными актами и может доходить до сотен тысяч долларов. В любом случае, даже если этот иск истцы не выиграют, его рассмотрение нанесет серьезный удар имиджу Boeing», — отметил в разговоре с «360» адвокат, заведующий адвокатской конторой «Скляренко и партнеры» Алексей Скляренко.

    Система выплат погибшим основана на пунктах Монреальской конвенции, объясняют опрошенные «360» юристы. Размер компенсаций привязан к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют: доллар, евро, йена и фунт стерлингов. В случае гибели пассажира по вине авиакомпании выплаты родственникам погибшего могут доходить до 137 тысяч долларов (около девяти миллионов рублей). Аналогичная сумма может быть выплачена авиапроизводителем, но его вину нужно доказать в судебном порядке.

    «При этом вне зависимости от причин катастрофы родственники погибших имеют право на компенсацию. В большинстве случаев деньги выплачиваются авиалиниями или за счет средств государства, где произошло крушение. Другое дело, что если выяснится, что инцидент произошел по вине Boeing, уже авиалинии могут подать иски о возмещении своих убытков к корпорации», — объяснил в беседе с «360» управляющий партнер организации «Защита прав авиапассажиров» Андрей Лухин. Первые иски от перевозчиков не заставили себя долго ждать: еще в марте компания Norwegian заявила, что не будет эксплуатировать 18 лайнеров Boeing 737 Max, а оплату возросших издержек намерена взыскать с Boeing через суд.

    Впрочем, Boeing пока не планирует выплачивать компенсации ни родственникам пострадавших, ни авиалиниям. В официальном заявлении компании говорится, что денежными выплатами занимаются авиалинии и сотрудничающие с ними страховые компании. Авиационная корпорация и так несет значительные финансовые потери из-за катастроф. По оценке Bank of America, устранение возможного дефекта в системе управления самолетом может занять у производителя три-шесть месяцев. По подсчетам аналитиков, из-за запрета Boeing будет ежемесячно терять от 1,8 до 2,5 миллиарда долларов в результате задержки выручки.

    Между тем пока заявили о своем намерении финансово поддержать родственников погибших только представители индонезийской авиакомпании Lion Air, самолет которой потерпел крушение в октябре 2018 года. Они обещают выплатить 1,25 миллиарда рупий на одного пассажира, что в пересчете составляет около 84 тысяч долларов. Также руководство авиакомпании уже выделило по 1,6 тысячи долларов родственникам на организацию похорон.