• Жертвы моды: почему подростки бьют друг друга за «неправильный бренд» одежды

    Название носимого бренда одежды и даже то, настоящий он или поддельный, могут стать поводом для нападения со стороны юных модников. Почему такая банальная вещь, как кроссовки, может довести до больничной койки — пытается понять колумнист «360».
    Жертвы моды: почему подростки бьют друг друга за «неправильный бренд» одежды | Изображение 1
    Источник фото: Flickr /Alexey Dushutin

    Эта гнусная история случилась 18 марта в Челябинске, но могла произойти в любом другом российском городе. Пятиклассница получила в подарок от матери ценный подарок: кроссовки фирмы Balenciaga. Радость длилась недолго — вскоре девочку жестоко избили школьницы из параллельного класса.

    Если верить маме, то травму головы и разбитое лицо девочка получила из-за слишком утонченного вкуса хулиганок. Их якобы оскорбило качество обуви, ведь за отданные женщиной семь тысяч рублей настоящие Balenciaga купить нельзя.

    «Я не знаю, сколько стоит не подделка, но что у нас продают в Челябинске, то и носим. Я мама троих детей — что могу, то и покупаю, ребенок у меня голый не ходит. И вот девочки так и отреагировали: либо снимай, либо деньги, либо мы тебя будем бить», — рассказала мама пострадавшей. Она также отметила, что экзекуция была снята на видео и выложена во «ВКонтакте», а ее дочери до сих пор угрожают.

    Когда читаешь, сначала не веришь своим глазам. Как можно ударить всего лишь за нефирменную одежду? К сожалению, в подростковой среде этот нездоровый тренд существует не первый год.

    Не тот «шмот»

    Они беспощадно били и унижали таких же сверстников, снимая все происходящее на видео. Вроде бы современные ребята, но от XXI века в их действиях разве что способ организации — через группу в соцсети. Даже звание у нее было говорящее: «Отжатый шмот». История с бандой модников из Санкт-Петербурга получила широкую огласку в начале прошлого года.

    Стоит такой истории стать публичной, как смелость самопровозглашенных фешен-критиков тает как снег на солнце — нападения прекращаются, а следы их деятельности в Сети исчезают. Иначе и быть не может, ведь это не «взрослые» ОПГ, а их личинки — школьные хулиганы, малолетние фанаты АУЕ и другие любители издеваться над более слабыми. Остается вопрос: сколько таких случаев остаются непубличными?

    Модники, офники, кежуалы, забивы — русский язык может выдержать любое издевательство, но суть останется прежней. Как бы они себя ни называли, это новое поколение гопников, впитавшее опыт гораздо более опасных субкультур нулевых. 10-15 лет назад на наших улицах шла незримая война: «правые» дрались с «афа», а футбольные фанаты между собой.

    Самые опасные хулиганы искали оппонентов у точек сбора вроде клубов и мест проведения концертов, либо определяли врага по нашитым на одежду символам. А вот молодые и горячие неофиты могли избить только за идеологически неверный бренд. Fred Perry, Lacoste, Dr. Martens, Lonsdale — у всех этих западных марок была своя идеологическая коннотация. Побить за неправильно подобранный гардероб могли даже «свои», если почему-то принималось решение, что человек недостоин носить одежду, обозначающую его принадлежность, допустим, к спортивным фанатам.

    Те времена давно прошли, но «терки за шмот» остались и даже вышли на передний план, затмив былые идеологические разногласия. На Youtube даже появился целый блогерский жанр: рассказ о том, как грамотно выкрутиться из подобных разговоров. Эти видео дополняют бурные обсуждения в соцсетях об отличиях настоящих брендовых вещей от «паленки», переходящие в спор о том, как сильно может влететь, к примеру, скейтеру, за поддельную толстовку профильного бренда Thrasher.

    Конечно, большая часть сетевых разговоров — это мемы и шутки. Говорить о повальном помешательстве на брендах не стоит. И все-таки избиения за «неправильную» или поддельную фирменную одежду не возникают из ниоткуда.

    Уже были случаи, когда «модный приговор» заканчивался смертью ни в чем не повинного человека. Насколько известно, именно необычный дизайн шляпы стоил жизни блогеру Станиславу Думкину — ему проломили голову в августе прошлого года в столичном Парке Горького.

    По одежке

    Цены на фирменные кроссовки дома моды Balenciaga начинаются от 40 тысяч рублей и плавно растут вверх. Вряд ли сверстницы (точнее, их родители) челябинской девочки могут позволить себе такую обувку.

    Зато все они наверняка не раз видели в интернете видео о модно одетых столичных студентах. В их облике фирменный Adidas перемежается Dolce& Gabbana, Pradа и другими премиальными брендами.

    Нельзя сказать, что молодежь выглядит броско, зато их элегантный «лук» действительно можно назвать «лакшери».156 тысяч рублей, 300 тысяч, два миллиона… кажется, нет такой суммы, какую некоторые москвичи или их семьи не могли бы потратить на дорогую обувь, куртки, пальто, сумки, часы.

    Будем честны: для подавляющего большинства жителей регионов это заоблачные цифры. Да и не только для них — в самых «модных» местах мира вроде Нью-Йорка и Милана столько на одежду тратит только самая узкая прослойка населения.

    Многие крупные бизнесмены и голливудские звезды сейчас предпочитают не выделяться и носят недорогие практичные вещи по цене до 100 долларов за предмет. К примеру, всемирно известную супермодель Джиджи Хадид недавно заметили гуляющей в джинсах за 39 долларов (2518 рублей). Предельной простотой в выборе одежды отличается основатель Facebook Марк Цукерберг. Недавно были подсчитаны ценники футболки, кроссовок и джинсов, в которых на публике появился бизнесмен Илон Маск. Думаю, вас не удивит, что все они стоили не дороже 60 долларов (3886 рублей).

    На Западе «брендомания» и консюмеризм давно стали объектами критики со стороны людей, недовольных своеобразным откатом к феодальному прошлому, когда предметы роскоши четко обозначали социальный статус и возвышали аристократа над прочими смертными. Тогда это были камзолы из редких тканей и драгоценностей, сейчас похожую роль играют лейблы модных домов.

    Именно поэтому премиальные бренды готовы сделать все что угодно для завоевания новых рынков сбыта. Иногда это выходит коряво, как в случае со скандальным роликом Dolce& Gabbana, после которого знаменитые итальянские модельеры заговорили на китайском.

    Увы, многие российские подростки по-прежнему ведутся на пафосные названия брендов, а от их цен сладко замирает сердце — ведь не может плохая вещь стоить как двухмесячная зарплата отца? Пределом мечтаний кажется одеться во все фирменное, словно очередная звезда Instagram.

    Вот только за фасадом красивой жизни блогеров часто скрываются пустота и отчаянное желание доказать миру свою мнимую значимость. А за якобы особенным качеством брендовой одежды стоят все те же фабрики где-то в Юго-Восточной Азии или Африке.

    Как всегда, самые простые ответы на любые вопросы можно найти в народных пословицах. «Не одежда красит человека, а человек одежду», «встречают по одежке, а провожают по уму» — вроде совсем затертые до дыр истины. Однако, как мы видим, их актуальность остается прежней и в десятых годах XXI века.

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.