«Великий и ужасный». 20 лет назад скончался прославленный тренер Станислав Жук | 360°

01 ноября 2018, 00:30

«Великий и ужасный». 20 лет назад скончался прославленный тренер Станислав Жук

Читать 360 в

За годы работы Жук воспитал десятки фигуристов, которые стали лидерами и новаторами в этом виде спорта. Его подопечные завоевали более 130 медалей на чемпионатах мира, Европы и Олимпиадах. Однако работать с тренером было очень сложно — фигуристы даже с чемпионским характером не были готовы терпеть его непростой нрав и запредельные требования к ученикам.

Татьяна Тарасова говорила, что историю мирового фигурного катания без Станислава Жука написать невозможно. Тренер стал революционером не только отечественной школы, но всего вида спорта. В 1958 году Жук и его партнерша, впоследствии жена Нина Бакушева на чемпионате Европы впервые продемонстрировали поддержку на одной руке.

Реклама

Потрясенные судьи назвали элемент слишком опасным и не стали его засчитывать. Несмотря на это, пара впервые в истории советского фигурного катания завоевала серебряные медали европейского первенства. Через год этот элемент сделают практически все дуэты, а судьи официально признают поддержку. Так работал и Жук-тренер — придумывал новые элементы, усложнял программы и рушил традиции.

Спортивную карьеру Жук закончил в 26 лет, и сразу стал тренером. На базе ЦСКА в Москве ему удалось создать чемпионский центр, где самые безумные эксперименты становились удачными. Например, в пару к миниатюрной сестре Татьяне Жук поставил высокого Александра Горелика, чем вызывал недоумение специалистов. Спустя время стало понятно, что партнеру проще выполнять выбросы и поддержки именно с невысокой фигуристкой.

Пара показывала совершенно новое катание — на смену статичности и слабым прыжкам пришло технически сложное, скоростное катание с большим количеством интересных элементов. Но среди болельщиков и судей новшества прижились не сразу.

В конце 60-х воспитанники Жука побеждали всех, кроме господствующих тогда фигуристов, дважды олимпийских чемпионов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Но и их спортивный век подходил к концу — Жук уже готовил новую бомбу замедленного действия: в ЦСКА тренировались Ирина Роднина и Алексей Уланов.

Только одно золото из трех олимпийских Роднина завоюет под руководством Жука. Сразу после триумфа в Саппоро Уланов ушел в пару к фигуристке Людмиле Смирновой, на которой потом женится. И пока Роднина думала о завершении карьеры, Жук уже присмотрел фигуристке нового партнера Александра Зайцева.

За несколько недель сумасшедших тренировок, от которых сводило ноги и накапливалась нечеловеческая усталость, Жук создал новый чемпионский дуэт. Через некоторое время пара уйдет от тренера к Татьяне Тарасовой и именно с ней завоюет еще два олимпийских золота.

Жука едва терпели ученики, называя за спиной «великим и ужасным», его недолюбливали в спортивном руководстве — слишком он был самоуверенным и заносчивым. Его считали жестким и даже жестоким, от него уходили к другим тренерам. Он был фанатиком своего дела, отдававшим все силы работе и требовавшим такой же отдачи от учеников.

Но без него не было бы побед и медалей, поводов для гордости и мирового господства в парном катании. И даже после ухода Родниной и Зайцева тренер продолжит ковать чемпионов — Марина Черкасова и Сергей Шахрай, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Марина Пестова и Станислав Леонович, Вероника Першина и Марат Акбаров.

Новая эра женского катания

Потом Жук сделал невозможное — заложил фундамент чемпионского одиночного катания. Сначала Сергей Четвертухин становится первым в советской истории призером Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы. А затем в школе Жука восходит звезда Елены Водорезовой — самой юной участницы Олимпийских игр 1976 года.

На момент выступления в Инсбруке ей исполнилось всего лишь 12 лет. Она впервые в истории фигурного катания исполнила каскад двойной прыжок — тройной прыжок и первой среди женщин исполнила три тройных прыжка в произвольной программе. Но оценка за другие элементы была низкой. Водорезова первой среди советских фигуристок выиграла медали чемпионата мира и Европы.

Ей было по силам и выиграть эти турниры, добраться до олимпийского золота, но прогрессирующий ревматоидный полиартрит не позволил сбыться всем задумкам.

Все оборвалось внезапно: воспитанница Жука Анна Кондрашова и хореограф Марина Зуева написали письмо в ЦК партии, в котором обвинили тренера в аморальном поведении и растлении юных учениц. Водорезова напишет свое письмо в защиту тренера, но механизм уже был запущен. От Жука начали уходить ученики, его перестанут пускать на каток ЦСКА. В 1987 году он попросится на пенсию, и это прошение сразу удовлетворят.

Никаких доказательств той истории так и не было представлено. Но вкупе с жестким обращением со спортсменами и злоупотреблением алкоголем уход Жука из спорта был вопросом времени. Он попробует работу за рубежом, но быстро вернется — его сердце по-прежнему с российскими фигуристами, и готовить им соперников он не захочет.

В 90-е Жук разработает систему оценок в фигурном катании, направленную на борьбу с предвзятыми судьями. Его даже пригласят на позицию консультанта в сборную России, но не сложится. Как говорят, причиной стали все те же проблемы с алкоголем.

67 золотых, 34 серебряные и 35 бронзовых медалей на международном уровне — столько завоевали ученики прославленного тренера. Его не стало 1 ноября 1998 года, по дороге на выставку Жуку стало плохо с сердцем. Он упал на лестнице станции метро «Аэропорт» и больше в сознание не приходил.

Несмотря на все трудности и невзгоды, его дело живет. Ученица Жука Елена Буянова (Водорезова) привела уже свою воспитанницу Аделину Сотникову к первой в истории женского катания золотой олимпийской медали в Сочи.

К 80-летию со дня рождения тренера школа фигурного катания ЦСКА получила его имя. Тогда Ирина Роднина сказала слова, которые отражают принципы самого Жука: «он поменял наше представление не только о спорте. Он был прямой и честный, так и мы идем по жизни. Это и будет школа таких людей — прямых и честных».

Реклама

Реклама