04 декабря 2018, 18:48

Ватерлоо Макрона: что ждет Францию после победы «желтых жилетов»

Читать 360tv в

Заморозка непопулярного налога означает конец волнений во Франции или начало нового этапа кризиса, который может прервать карьеру самого молодого президента в истории республики? Разбирается колумнист «360».

Этого с нетерпением ждали все, кто устал наблюдать за языками костров на улицах Парижа. Во вторник, 4 декабря, премьер-министр Франции Эдуар Филипп официально объявил о полугодовом моратории на повышение налогов на бензин и дизельное топливо, ранее вызвавших массовые митинги противников реформ Эммануэля Макрона.

Реклама

«Надо быть слепым или глухим, чтобы не увидеть гнев французов. Это возмущение тех, кто тяжело работает, чтобы сводить концы с концами», — написал премьер в своем Twitter. В необычно эмоциональной серии твитов он пообещал приложить усилия, чтобы все стороны были услышаны, заявил, что никакие налоги не могут угрожать единству французского народа, и посетовал на то, что они самые высокие в Европе.

Трехнедельные протесты стихийного движения «желтых жилетов», кажется, привели к полному успеху, но их участники не собираются сбавлять обороты. Французская оппозиция называет действия правительства полумерами и требует полной отмены топливных реформ, а представители «жилетов» пока отказываются от встречи с властями. Все указывает на то, что объявленный мораторий может стать затишьем перед бурей и даже началом конца эпохи Макрона.

Поражение на всех фронтах

«Вообще-то, полная капитуляция. Даже удивительно. Что-то кажется, что это совсем не конец истории. Нельзя так откровенно сливаться», — комментирует заявление Филиппа политолог и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов в своем Telegram-канале.

Его мнение разделяют многие крупные эксперты по французской политике. Впрочем, не надо быть знатоком, чтоб увидеть настроения на улицах Парижа и в тиши местного парламента, — практически все крупные политики, находящиеся в оппозиции к Макрону и его партии «Вперед, Республика!», восприняли примиряющий жест правительства как повод для дальнейшего давления на власть. Демонстрантам надо продолжать борьбу за свои права, ранее заявил предшественник Макрона на посту президента Франсуа Олланд, а глава правоцентристов Лоран Вокье предложил проверить популярность введения новых налогов на референдуме.

С правого и левого краев политического спектра вообще предлагают провести досрочные выборы в Национальную ассамблею: такую идею поддерживают и популярный левый политик Жан-Люк Меланшон и лидер националистов Марин Ле Пен. Именно представители радикалов левого и правого толка максимально выигрывают от продолжения протестов, сокращающих количество сторонников Макрона. В большинстве своем они тоже поддерживают социальные реформы, но рассчитывали, что проведет их президент, которого еще в бытность инвестиционным банкиром прозвали «финансовым Моцартом».

Новый подход

Избранный в мае 2017 года Макрон стал самым молодым президентом в истории страны и символом нового подхода к политике. Всего за год до этого он основал партию «Вперед, Республика!», которая вслед за Макроном одержала не менее убедительную победу на парламентских выборах.

Программа нового лидера Франции сочетала увеличение минимальной заработной платы и денежные вливания в сельское хозяйство с сокращением 120 тысяч бюджетников и отменой ряда льгот для госслужащих.

Не левая и не правая, она апеллировала к избирателям из самых разных слоев. Также Макрон обещал сделать важный вклад в борьбу с глобальным потеплением и всерьез заняться вопросами экологии. В частности, снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.

Уставшие от представителей из более традиционных партий французы выбрали Макрона скорее даже не как политика, а как кризисного менеджера, способного уверенной рукой исправить недочеты в экономическом устройстве страны. Ведь он обещал не идти на поводу у толпы (протесты во Франции — дело обычное), твердо проводить намеченные реформы и добиваться их полной реализации. Ему верили, и программная книга Макрона «Революция» практически сразу стала бестселлером. Сейчас ее название кажется издевательским.

Еще не закончился второй год из пятилетнего президентского срока, как Макрон оказался неспособным претворить свою красивую риторику в жизнь. Электрокары и солнечные панели — звучит вроде бы хорошо, но тощей заначки небогатых жителей пригородов и небольших городов недостаточно, чтобы купить новую «Теслу». А вот заправлять свои колымаги дизельным топливом и бензином этим людям приходится каждый день.

Ошибка Эммануэля

Борьба против загрязнения и изменения климата — крайне важное и полезное занятие, но, возможно, Макрону стоило дважды подумать, прежде чем пытаться очистить воздух, нанося удар по самому больному месту своих избирателей: кошельку.

Итог известен. В ходе массовых беспорядков в Париже и ряде крупных населенных пунктов были ранены сотни человек и четыре погибли. Были сожжены десятки машин и мотоциклов, вдребезги разнесена выставка в Триумфальной арке, заблокированы некоторые топливные склады, аэропорты и важные магистрали.

После объявления моратория на рост топливных цен страна начала потихоньку приходить в себя и готовиться к прениям по поводу необходимости новых налогов, но уже сейчас можно сказать точно: ошибку такого масштаба Макрону не простят. Ему предстоит оправдываться перед собственными избирателями и искать способы окончательно замирить членов стихийного протеста, которые остаются недовольными действиями его правительства.

«Насмешкой над французами» назвал мораторий представитель «желтых жилетов» Бенжамен Коши. По его словам, движение борется за полную отмену предлагаемого налога. А это значит, что мы еще можем увидеть на улицах Парижа характерно одетых манифестантов.

Впрочем, это не самое страшное для Макрона. Вот если сторонники «желтых жилетов» появятся на избирательных участках в ходе следующих выборов, которые могут стать досрочными, это и правда может стать концом его политической карьеры.

Реклама

Реклама