Валтасар, убитый холопами. Откуда взялась легенда о ритуальной казни Николая II | 360°

28 ноября 2017, 20:46

Валтасар, убитый холопами. Откуда взялась легенда о ритуальной казни Николая II

Читать 360 в

-

В РПЦ и Следственном комитете намерены всерьез изучить версию того, что смерть последнего русского царя Николая II была ничем иным, как ритуальным жертвоприношением. Глава Патриаршей комиссии по вопросу царских останков епископ Тихон (Шевкунов) заявил, что в этой версии не сомневается значительная часть комиссии.

У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. [На это указывает] то, что императора, пусть даже и отрекшегося, убивают таким образом, то, что жертвы были распределены по убийцам, о чем свидетельствует [Яков] Юровский [один из участников расстрела], и что многие хотели быть цареубийцами — епископ Тихон.

Это заявление вызвало реакцию у российских евреев, его прокомментировали спикер Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин и президент организации Александр Борода. Борода назвал версию о ритуальном убийстве царя «одним из самых древних антисемитских наветов», Горин рассказал, что ФЕОР обратится по этому вопросу в Межрелигиозный совет России, а главный раввин России Берл Лазар пообщается по этому поводу со священноначалием РПЦ.

Нас, как еврейскую общину, это шокирует в первую очередь не только из-за абсурдности такого рода предположений. Убийцами были совершенные безбожники, люди, отринувшие какую-либо веру — Борух Горин.

Хотя отец Тихон и не озвучивал ничего такого, в представлении некоторых православных убийство Николая II было совершено в ритуальных целях представителями вполне определенной национальности и вероисповедания и по лекалам Каббалы, еврейского эзотерического учения. Но обо всем по порядку.

Черное пятно в истории человечества

В особо консервативных кругах заграничной Церкви, состоявшей из бежавших после 1917 года священников, и в среде «катакомбников» — православных, оставшихся в Советской России, но не пошедших на сделку с безбожной властью, — Октябрьская революция воспринималась не как политический, а как религиозно-мистический акт. Ленин, Троцкий, Сталин, Свердлов, Зиновьев, Каменев и другие большевики виделись ими не как самостоятельные фигуры, а как агенты ритуального расчленения исторической России, которая казалась им последней великой христианской державой.

Убийство царской семьи в этом свете — апогей этого расчленения, ведь царь сотни лет, со времен Петра I, был главой православной церкви и являл собой склейку святой Руси и Российской империи. И этот крайне жестокий эпизод в такой картине мира — ритуальное убийство, как бы он ни был осуществлен. А уж тем более, если кто-то из расстрельной команды оставил на стене в месте расстрела, подвале дома Ипатьевых в Екатеринбурге, загадочную надпись на немецком, цитату из Генриха Гейне: «Belsatzar ward in selbiger Nacht. Von seinen knechten ungeracht». В переводе это значит: «Валтасар был убит этой ночью своими холопами».

В июле 1918 года в Екатеринбурге было совершено гнусное и подлое злодеяние, которое навсегда останется черным пятном в истории человечества — это убийство Императора Николая II и его семьи. Последний православный император был расстрелян теми богоборческими силами, которые за 19 веков до того распяли Иисуса Христа. Здесь вопрос стоит не о личностях, а о сатанинском заговоре, который, развиваясь, как раковая опухоль, захватил своими смертоносными щупальцами огромную страну — архимандрит Рафаил (Карелин).

«Это именно антисемитский миф»

Корни этой истории нужно искать в белоэмигрантских кругах из эпохи непосредственно после Гражданской войны, в 20-е годы XX в., говорит «360» религиовед, преподаватель Центра изучения религий РГГУ Константин Михайлов. Именно тогда об этом убийстве стали говорить в таком свете. В целом же оценка раввина Боруха Горина совершенно справедлива, отмечает Михайлов, — это именно антисемитский миф, просто достаточно старого генезиса.

Уже в России 90-х годов, в пик «религиозного возрождения», этот миф начал активно циркулировать в ультраконсервативной православной антисемитской среде (см. общество «Память», Русское национальное единство и т. д.), рассказал «360» руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. Определенная часть православных активистов и верующих до сих пор активно осмысляет, что именно произошло в 1918 году в Екатеринбурге. Именно поэтому Церковь до сих пор не признает останки, похороненные в Петропавловском соборе.

По этой версии представители вполне определенной национальности произвели ритуальное убийство и отрезали их головы, а советская власть долгое время пыталась скрыть это убийство и сожгла в Ганиной яме какие-то другие трупы, которые ученые и нашли в 1970-е годы. Если бы Церковь признала эти останки, произошел бы раскол — одни поклонялись бы этим мощам, но другие были бы уверены в подмене — Роман Лункин.

Безусловно, подчеркивает Михайлов, есть некоторая связь этой легенды с представлением об искупительной смерти царя, распространенным среди течения царебожников, которые составляли активное ядро протестующих против проката фильма «Матильда». По их версии, характер смерти Николая II и этническая принадлежность его убийц (евреи, хотя в расстрельной команде был только один еврей — Юровский) ставят его расстрел в один ряд с казнью Иисуса Христа на Голгофе. Таким образом монарх искупил грехи русского народа или даже всего человечества, что делает его личность ни много ни мало божественной.

Для некоторых современных православных, склоняющихся к гипертрофированному культу Николая II, представление о его ритуальной смерти служит важным доказательством его особой миссии, не просто святого мученика, а человека, который своей смертью искупил грехи других людей. В первую очередь, грехи России, конечно — Константин Михайлов.

Тем не менее, царебожие остается крайне маргинальным направлением мысли даже в ультраконсервативной православной среде, говорит религиовед Лункин, и его влияние не стоит переоценивать. Далеко не все из тех, кто верит версии ритуального убийства, убежден и в искупительной жертве Николая II. С точки зрения официальной церкви, это ересь, которая была осуждена еще патриархом Алексием II. Тем не менее, жертва царя в представлении большинства православных не ограничивается политикой, а имеет глубокий религиозный подтекст.

Ритуальная «Матильда»

Сложно судить, станет ли сюжет с ритуальным убийством Николая II новой «Матильдой», развернутся ли вокруг него в следующем году (к столетию расстрела) такие же баталии, как вокруг картины Алексея Учителя. Тем не менее, отмечает Константин Михайлов, наше общество стало крайне чувствительно к религиозным вопросам, и все проблемы, связанные с Николаем II, обсуждаются весьма остро, так что исключать такой вероятности ни в коем случае нельзя.

Однако в целом этот сюжет недостаточно популярен для того, чтобы настолько разгорячить общество. Опыт той же самой «Матильды» учит нас тому, что все в относительной степени зависит от того, как много внимания вопросу уделят СМИ или какие-то медийные фигуры. Вряд ли история с «Матильдой» так раскрутилась, если бы не Наталья Поклонская и то, как СМИ подробно освещали ее деятельность. Если у сюжета с ритуальным убийством найдется такой же мощный «промоутер», у него есть потенциал получить схожий резонанс, констатирует религиовед Михайлов.

Большинство церковной общественности было действительно недовольно «Матильдой» чисто по-человечески. Тема ритуального убийства более острая, значимая и болезненная для церковного руководства, это видно по высказываниям патриарха Кирилла. С одной стороны, Церковь не хочет поднимать знамя черносотенного антисемитизма, что, безусловно, произойдет, если она признает версию ритуального убийства как единственно правильную. С другой стороны, патриарх по своей должности призван сохранить в рамках церкви разные течения — и ультраконсерваторов-антисемитов, и либералов, считающих эту версию черносотенной и варварской. Это сложная задача, и каким-то образом она будет решаться — Роман Лункин.

Реклама

Реклама