• Пошутили с умным видом. Зачем в стенах Исаакия исполнили «строевую песенку к пивному ларьку»

    В День защитника Отечества концертный хор Санкт-Петербурга спел сатирическую песню барда Андрея Козловского «На подводной лодочке, или О зарплате военнослужащих». В ответ на разразившееся в соцсетях возмущение представители коллектива заявили, что храм не место для исполнения только литургических произведений.
    Пошутили с умным видом. Зачем в стенах Исаакия исполнили «строевую песенку к пивному ларьку»

    Пользователи социальных сетей сначала не поверили, что серьезный хор может исполнить такое произведение среди древних икон и мощей. Посмотрев ролик, зрители предположили, что это лихой монтаж с заменой звуковой дорожки. Однако все обсуждения прервала публикация ролика в официальном аккаунте хора в соцсети «ВКонтакте».

    В песне на разные лады исполнители воспели все «прелести» атомного налета на Соединенные Штаты:

    На подводной лодочке с атомным моторчиком

    Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн

    Пересек Атлантику и зову наводчика:

    «Наводи, говорю, — Петров, на город Вашингтон!».

    Кроме того, композиция оказалась не лишена расизма. В стенах храма серьезные члены хора спели о «спящих неграх»:

    Сладко дремлют в Норфолке огоньки по берегу,

    Спят усталые игрушки, негры тихо спят,

    Ты прости, Америка, хорошая Америка,

    Но пять сотен лет назад тебя открыли зря.

    Публикация видеоролика вызвала немало пересудов в социальных сетях. Не стесняясь в выражениях, пользователи Twitter называли выступление позором, взывали к совести и морали и сравнивали выступление хора с громкой историей Pussy Riot.

    В ответ на массовое возмущение в своем паблике во «ВКонтакте» представители коллектива заявили, что не собирались менять текст песни «ради политкорректности или какой-то еще конъюнктуры». Кроме того, в тексте говорится, что необязательно в храмах должны исполняться только литургии.

    «Концерт в храме не обязывает петь только литургические произведения. Мы поздравили наших слушателей, мы показали им, что ценим их праздник, их прошлое, их труд. Что мы вместе с ними. И они были рады это услышать и прочувствовать», — подчеркнули участники хора.

    Тем временем художественный руководитель и главный дирижер хора Владимир Беглецов не смог ответить столь же дипломатично на вопросы журналистов о том, являлось ли иронией исполнение бардовской песни. В интервью радиостанции «Говорит Москва» он, оперируя обсценной лексикой, возмутился вниманием, которое приковало к себе выступление.

    »******** [Неадекватные глупцы]! Я «Доктора Живаго» не читал, но осуждаю», — воскликнул Беглецов.

    Однако позже дирижер смог взять себя в руки и заявил, что песня была шуточной, вызвала восторг среди зрителей и не имела в себе никаких политических подтекстов.

    «Не ищите политики. Зал аплодировал стоя. Никаких призывов нет и не было», — подчеркнул он.

    В разговоре с «360» Беглецов пояснил, что песня «На подводной лодочке…» уже давно присутствует в репертуаре хора. Впервые она прозвучала на сцене петербургской филармонии и тогда никаких вопросов не вызвала. По мнению дирижера, катализатором народного возмущения могло стать внимание, которое приковано к Исаакиевскому собору в связи с вопросами о его передаче РПЦ.

    «Раньше праздник [23 Февраля] назывался День советской армии, а теперь называется Днем защитника Отечества. И песни там звучали соответствующие. В программе звучали песни Василия Соловьева-Седого на эту тему, Владимира Высоцкого, одна песня Александра Розенбаума, две песни Александры Пахмутовой, и вспомнили про эту песню, которая является шуткой и несет в себе исключительно позитив», — заявил собеседник «360».

    Разве можно относиться серьезно к людям, которые пишут какой-то бред, что я, мол, взывал к бомбардировке США? К этому не то что нельзя относиться серьезно или с юмором, это нельзя комментировать даже, потому что это глупость. Это [пишут] люди недалекие, которые на концерте не присутствовали

    Владимир Беглецовдирижер.

    Дирижер подчеркнул, что специально продумал всю программу концерта так, чтобы завершить его ровно в 21:00, когда начнется салют. Но публика отказалась отпускать исполнителей. «Отклик зрителей был настолько позитивным, зал аплодировал стоя. И мы исполнили два биса — песню Розенбаума и „На подводной лодочке…“. И публика нас не отпускала, несмотря на то, что салют уже начался», — подытожил Беглецов.

    «Развлекательная повестка дня»

    В разговоре с «360» протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что выступление хора было «своего рода шуткой, неуместной именно в храме». Собеседник подчеркнул, что выступление коллектива мог организовать музей, который располагается в Исаакиевском соборе.

    «Я не верю, что это организовал приход. Хор этот светский, и я думаю, что концерт устраивал музей. Возникает вопрос: а должен ли музей что-либо делать в храме без согласования с приходом? Иначе получается, что в храме происходят вещи, которые в нем, мягко говоря, не очень уместны.

    Церковь давно уже ставит вопрос о передаче [РПЦ] Исаакиевского собора, чтобы там определяющей не была развлекательная повестка дня, но пока это так

    Всеволод Чаплинпротоиерей.

    В Петербургской епархии сказали, что репертуар хора «вызывает удивление». С соответствующим заявлением в разговоре с «Интерфаксом» выступила руководитель сектора коммуникаций Петербургской митрополии Наталья Родоманова. По ее словам, в Исаакиевском соборе часто проходят хоровые выступления, но композиция была выбрана «явно неуместно», учитывая площадку и праздник, к которому она была приурочена.

    Автор текста, бард Андрей Козловский отнесся к исполнению своей песни с недоумением. Он выразил надежду, что выступление хора было шуткой, и заметил, что всегда самые несерьезные вещи делаются с самым серьезным лицом. «Они бы еще „Прощай, детка!“ Майка Науменко спели бы», — пошутил собеседник «360».

    Козловский поделился с «360», что написал «На подводной лодочке, или О зарплате военнослужащих» во время учебы на военной кафедре в училище в 1979 году. «Тогда мы маршировали в самоволке в робах своих, с автоматами просверленными — напрямик к пивному ларьку, это была такая наша строевая песенка. Написана она была тогда. Песня юмористическая, анекдот», — рассказал бард.

    Я не готов был к исполнению этой песни таким хором и в соборе. Есть же у меня другие песни, более достойные. А с другой стороны, исполнили и исполнили, пошутили и пошутили. Видимо, кто-то из руководителей хора — мой ровесник и помнит этот ужас ходьбы строем и учения уставов, тоже прошел всю эту риторику военно-пафосную. Скорее всего, это шутка. Я на это надеюсь

    Андрей Козловскийавтор песни.

    Собеседник «360» призвал не относиться к произошедшему слишком серьезно. «Мне с утра раздаются звонки с возгласами: „Кошмар! Бегите из страны!“. Но, как говорится, пиши несерьезные вещи — и тогда найдется кто-нибудь, кто исполнит их с серьезным видом смешно», — подытожил Козловский.