14 июля 2017, 15:36

30 метров до авиакатастрофы века: как в США чуть не столкнулись пять самолетов

Читать 360tv в

-

В пятницу были обнародованы предварительные данные расследования инцидента в аэропорту Сан-Франциско, который мог стать крупнейшей катастрофой в истории современной авиации. Сам инцидент произошел на прошлой неделе — тогда пилот самолета Airbus A320 рейса CA759 из Торонто авиакомпании Air Canada по ошибке чуть не сел на рулежную дорожку, где были еще четыре коммерческих лайнера, полные людей.

Реклама

7 июля диспетчерам в аэропорту Сан-Франциско удалось предотвратить крупнейшую катастрофу в истории современной авиации и избежать столкновения пяти самолетов. Все лайнеры на рулежной дорожке были полностью заправлены, поэтому столкновение приземляющегося самолета с ними могло закончиться плачевно, но, к счастью, пилота удалось остановить, и самолет удачно приземлился со второй попытки. Из 140 пассажиров на борту Airbus A320 никто не пострадал.

Непонятные огни на полосе: эксперты рассказали подробности предотвращения крупнейшей авиакатастрофы в США

По данным транспортного регулятора, которого цитирует издание The Mercury News, самолет пролетел над двумя лайнерами на рулежной дорожке на высоте около 30 метров, а еще над двумя — на высоте около 60 и около 90 метров соответственно. Пилот перепутал рулежную дорожку с собственной посадочной полосой. Эту версию подтверждают и обнародованные переговоры пилотов.

Экипаж Air Canada якобы увидел огни на взлетно-посадочной полосе — такого быть не должно. Возник вопрос, можно ли там приземлиться. Диспетчер подтвердил, что на ВВП никого нет, но вскоре появился третий голос, заявивший, что Air Canada вот-вот сядет на рулежную полосу, а не на ВВП. Только после этого диспетчер приказал пилоту канадского самолета выйти на второй круг и приземлиться в положенном месте.

— Это Air Canada 759. Мы просим подтвердить [возможность приземления]. Мы видим на взлетно-посадочной полосе какие-то огни. Туда точно можно приземляться? — Приземляйтесь на 28-ю правую, на ней никого нет. — И куда этот парень направляется? Он же на рулежке! — Air Canada, разворачивайтесь, идите на второй круг. — Самолет Air Canada только что пролетел прямо над нами.

Кроме того, диспетчер, ответственный за посадку самолета Air Canada, координировал другие процессы. Согласно докладу, обнародованные данные — предварительные и в полной не характеризуют причину случившегося.

По словам эксперта по авиационным происшествиям, президента Ассоциации экспертов по управлению безопасностью полетов и опытного пилота с 17 000 часов налета Барри Вишневски, расследование инцидента должно обратить внимание на мельчайшие детали, в том числе на проектирование взлетно-посадочных полос. «Это серьезная проблема, ситуация высокого риска», — сказал Вишневски журналу Skies.

По его словам, вероятно, потребуются годы для того, чтобы следователи полностью проанализировали цепочку событий в Сан-Франциско и установили точную причину внештатной ситуации.

Национальный совет по безопасности транспорта США (NTSB) возглавляет расследование и пока отказывается от комментариев по поводу возможных причин предотвращения трагедии. В планы Совета входит отправка следователей в Сан-Франциско в ближайшие несколько дней для обследования места происшествия и допрос экипажей самолетов. Дополнительная информация будет обнародована по мере ее появления. Авиакомпания Air Canada также проводит собственное расследование.

«360» поинтересовался у пилота Олега Башмакова, что, по его мнению, может предварительно считаться причиной случившегося.

На 80 процентов это ошибка пилота. Необходимо, во-первых, изучить его психологический портрет, даже экипажа, их режим труда и отдыха. Есть медицинские нормативы, которые нельзя не соблюдать. Если накапливается усталость, пилот гарантированно может допустить до 50 процентов ошибочных действий. Сейчас, к сожалению, авиакомпании во всем мире злоупотербялют возможностями человека, думая, что пилоты — это роботы, «комплект А» и «комплект Б» — Олег Башмаков.

По его словам, для того, чтобы было как меньше подобных инцидентов, экипажу самолета необходимо регулярно предоставлять отдых в нужном количестве и меньше «раскачивать» пилотов, то есть умело чередовать полеты различной длительности и разницу в часовых поясах.

Он отметил, что подобные катастрофы с отклонением от ВВП не редкость. В качестве примера пилот привел аварию Ил-62, когда самолет отклонился от ВВП — вероятно, речь идет о катастрофе 1977 года в Гаване, когда самолет «Аэрофлота» при заходе на посадку задел линии электропередач и разбился. В результате катастрофы погибли десять членов экипажа, 59 пассажиров и один человек на земле. В живых остались лишь двое пассажиров.

Реклама

Реклама