В сетях любви: почему не стоит запрещать интернет‐знакомства | 360°

26 октября 2018, 00:30

В сетях любви: почему не стоит запрещать интернет‐знакомства

Читать 360 в

В связи с инициативой депутата-борца за половую мораль – запретить сайты знакомств, позволю себе пару замечаний по праву ветерана рунета, разменявшего третий десяток жизни в Сети.

Были сайты знакомств и сайты знакомств. Двадцать лет назад был такой сайт «кисс.ру», где не было вообще никаких фоток и потому, чтобы обратить на себя внимание приходилось изощряться с содержанием анкет. Там я познакомился со своей женой – не первой и не последней, из какового факта следует ограниченная пригодность таких сайтов. Впрочем, и то, из сайтового знакомства ничего не вышло, и что-то завертелось только при повторной встрече в ЖЖ три года спустя.

Реклама

По большей части, и тогда уже большинство на подобных сайтах знакомилось на один раз, а еще чаще – на «даже один раз не...».

Но эти старые сайты были полностью убиты соцсетями. Зачем рыскать в каких-то анкетах, когда даже допотопный ЖЖ создавал приличную коммуникативную среду – там знакомились, женились, разводились, чего только не творили. А все последующие сети, как «Одноклассники» или «Вконтакте» позволяли делать поисковые запросы, задавай любые параметры, ищи и пытай счастья. Разве что Facebook остается сетью знакомств со знакомыми знакомых и способом чтения блогов знаменитостей.

В этих условиях сайты знакомств давно уже выродились в площадки для проституток, содержанок, мужиков с извращенной фантазией, хотящих разыграть других мужиков, и совсем уж несчастных людей, которые сами на себя забили...

То есть такой сайт, по логике вещей, это надежный способ почувствовать себя несчастным – если я уже там никому не нужен...

Так было до появления Tinder, превратившего знакомства в веселую игру. Налево-направо, совпали, не совпали, и все это, в сущности, по визуальному впечатлению на фото. Эта коммуникация на уровне животного чутья, разработанная на основе приложения для знакомств гомосексуалов, вдохнула в идею сетевых знакомств новую жизнь, превратив их в лотерею, повышающую самооценку. Поскольку каждого хоть кто-то да лайкнул, то значит в тебе «что-то есть».

С одной стороны, неназываемые ученые сообщают, что Tinder привел к росту заболеваемости ВИЧ, к еще большей распущенности молодежи (молодежь последние 300 лет распускается, распускается и, по идее, должна уже скоро распасться на атомы). С другой, фундаментальных констант поведения такие знакомства не меняют — если люди не склонны к знакомствам на одну ночь, никакой Tinder их на это не соблазнит. Если склонны — чем он отличается от пьяных знакомств в баре, кроме снижения уровня потребления алкоголя?

Распущенность или не распущенность поведения вообще явление средовое и поколенческое. Скажем, родившиеся в начале 60-х вовсю целовались на танцах, сговаривались (или не сговаривались) о продолжении, а вот за пошлые намеки били по морде. А мы, родившиеся в середине 70-х, о таком и мечтать не могли. Подержать девушку за руку — это нужны были недели знакомства, поцелуй — почти свадьба, все разговоры — только намеками.

У позднейшей молодежи все снова повернулось, а теперь дошло и вовсе до странностей, когда редактора сайта, громче всех боровшегося с «харрасментом» увольняют… за харрасмент. Дело не в месте знакомства, а в действующих социальных моделях.

На самом деле «знакомства в транспорте», а тем более – на дискотеках, которые депутат противопоставляет сетевым, ну ничем по итоговой безнравственности не отличались и не отличаются, кроме того, что интернет не провоцирует махачей между бандами гопников за «своих» девчонок после этих дискотек.

Тамара Плетнева, конечно, мне в матери годится, а читающим этот материал – в бабушки. Но вряд ли в ее время таких махачей было меньше, чем в 80-е, когда меня дважды пытались поймать и избить за девушку – а такие встречи один против банды из пяти человек только в «Москва слезам не верит» выглядят романтично...

Кроме того, не надо забывать, кто в реальности ездит в том самом транспорте, знакомства в котором депутат противопоставляет интернету. Тамара Васильевна, видимо, давно не спускалась в метро, а потому не в курсе, что девушкам грозят те самые связи с иностранцами, да еще и межрасовые, от которых она предостерегала летом в связи с Чемпионатом мира. К тому же, принудительные, порой со смертельным исходом, как показала сентябрьская трагедия в Петербурге, по сути замолчанная в наших СМИ.

Сетевые знакомства, в этом смысле, гораздо безопасней, и оставляют возможность сказать «Нет». Спору нет, иногда американские правые высказывают гипотезу, что Tinder так накручивает алгоритм, чтобы белой женщине показывали несколько десятков небелых партнеров, по сути, навязывая определенный выбор. Правду говорят или врут – не знаю.

Но у нас в стране интернет - это, напротив, средство индивидуализировать знакомства и уйти от агрессии, последствия которой периодически провоцируют и национальные конфликты. Даже жаль, что не все типы коммуникаций можно перевести в интернет. В нем, по крайней мере, понятно, что потенциальный знакомый владеет кириллической раскладкой клавиатуры.

Реклама

Реклама