Нет денег на полную тележку. Почему в России закрываются гипермаркеты | 360°

28 июня 2019, 16:24

Нет денег на полную тележку. Почему в России закрываются гипермаркеты

Читать 360 в

Продолжающийся экономический спад вынуждает торговые сети искать новые подходы к покупателям. Чтобы привлечь россиян и сократить издержки, ретейлеры начали открывать магазины около дома вместо больших супермаркетов. Такой подход поможет сетям сохранить часть покупателей, но клиенты с высоким достатком могут уйти к конкурентам, не исключают аналитики. Стоит ли ждать массового закрытия гипермаркетов в России, узнал «360».

О тренде на малые торговые площади говорят аналитики из брокерского агентства торговой недвижимости «Магазин магазинов». По их данным, ретейлеры начали постепенно отказываться от строительства гипермаркетов до 15 тысяч квадратных метров. Вместо них они предпочитают вкладывать средства в более скромные форматы — до пяти тысяч квадратных метров.

Реклама

В качестве примера эксперты приводят политику французской торговой сети «Ашан». В начале 2017 года компания начала возведение магазина на 15 тысяч квадратных метров, но в итоге спустя два года открыла его на площади восемь тысяч квадратных метров. Также представители сети не раз отмечали, что на 2020 год у них нет планов по созданию больших площадей и они намерены сконцентрироваться на развитии магазинов у дома.

Между тем торговые точки так называемого шагового формата появляются у всех игроков потребительского рынка. Как рассказали «360» в пресс-службе Х5 Retail Group (объединяет «Пятерочку», «Перекресток», «Карусель»), половина всех «Каруселей» находится в Москве и Петербурге в относительно центральных локациях и показывает позитивную динамику.

«Но в целом гипермаркеты в последние годы плохо себя чувствуют во всем мире. Покупатель приходил туда закупаться впрок, а эта покупательская миссия постепенно умирает. Во-первых, растет число магазинов у дома. Во-вторых, для покупателей все важнее становятся свежие продукты, фрукты и овощи. Люди хотят покупать их через день, а не раз в неделю-две», — выделяют основные причины представители сети.

Кроме того, большую долю ассортимента гипермаркетов составляют непродовольственные товары, продажи которых все больше уходят в интернет, добавляют в Х5 Retail Group.

«Сейчас все думают, что делать с гипермаркетами. И мы в том числе. У нас есть несколько пилотных проектов. К примеру, мы обновили концепцию, брендинг „Карусели“ и CVP. В 2018 году восемь гипермаркетов „Карусель“ были реконструированы, и мы продолжим работу в этом году», — заметили в компании. Плюс уменьшаются торговые площади «Пятерочки». Ранее сеть искала точки от 600 квадратных метров, а сейчас размещается на 300.

По пути Х5 Retail Group следуют и другие игроки рынка. Так, Metro Cash & Carry продолжает разворачивать проект «Фасоль». Площади сети не превышают обычно 150 квадратных метров. А «Перекресток» расширяется в рамках новой концепции, которая подразумевает размеры торговой точки до тысячи квадратных метров. При этом лидером в сегменте можно считать «Магнит», у которого на территории России открыто почти 14 тысяч магазинов у дома, а больших супермаркетов насчитывается всего 467.

Заложники доходов

Опрошенные «360» аналитики признают, что компактные торговые точки легче развивать в городе. Они указывают на то, что доходы россиян падают уже шестой год подряд, что в итоге негативно сказывается на их покупательной способности. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в мае текущего года средний чек продолжил снижаться и достиг отметки в 553 рубля. Меньше всех по сравнению с апрелем стали тратить именно жители двух столиц — у них чек просел на 2,5%.

В подобных условиях продавцы вынуждены сокращать ассортимент, исключая из него менее рентабельные товарные позиции. Чаще всего сети жертвуют линейкой непродовольственной продукции, отдавая ее на откуп специализированным магазинам. Например, за последние два года доля товаров бытовой химии снизилась в супермаркетах на 15%, говорят эксперты.

Дело в том, что для покупателей стали более интересны магазины шаговой доступности, в которые можно зайти по пути от работы к дому, экономя время за счет отсутствия больших очередей и компактности пространства, заметил в разговоре с «360» независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов.

«Если раньше россияне ездили в большие супермаркеты в надежде купить продукты по более выгодной цене, то теперь акции устраивают почти все сети, что делает поход в гипермаркет бессмысленным. Плюс россияне постепенно отказываются закупаться на всю неделю из-за падения доходов», — объясняет эксперт, добавляя, что тренд характерен в большей степени для мегаполисов.

Плюс все больше россиян предпочитают заказывать продукты и сопутствующие товары через интернет, отнимая часть выручки у традиционных супермаркетов, говорит маркетолог Андрей Арно.

«Покупатели не хотят тратить время на походы по большим гипермаркетам, поэтому им проще заказать товары с доставкой на дом. Это подкосило силы супермаркетов, которые перестали быть зоной притяжения покупателей. Теперь большинство потребителей рассматривают торгово-развлекательные комплексы с точки зрения получения удовольствия, а отнести покупку продуктов к развлечениям довольно сложно», — отмечает собеседник «360».

В целом эксперты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие эпоха гипермаркетов уйдет в прошлое и они перестанут быть ключевыми арендаторами в торгово-развлекательных центрах. По словам Андрея Арно, большие магазины останутся на рынке, но уже не в том количестве, в котором они были представлены в середине нулевых годов.

Реклама

Реклама