14 февраля 2019, 19:54

В пользу Голливуда. Почему российские кинотеатры не хотят платить за американские саундтреки

Читать 360tv в

Владельцы российских кинотеатров недовольны порядком взимания тарифов за использование музыки в кино. Текущие ставки в размере 1,5-3% они называют грабительскими и предлагают их снизить втрое. Кроме того, кинопрокатчики выступают против выплаты авторских сборов в пользу американских лент. Однако в Российском авторском обществе считают предложения несправедливыми и губительными для создателей саундтреков.

Предложения от кинопрокатчиков были озвучены в ходе круглого стола в Комитете Государственной думы по культуре. В ходе встречи Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) попросила депутатов Госдумы разработать положение по начислению авторских вознаграждений за музыкальное сопровождение в фильмах. Участники рынка настаивают на том, чтобы механизм определения ставки, по которой производятся отчисления, был прозрачнее, а размер самой ставки снижен. АВК также предлагает установить «круг плательщиков и порядок сбора».

Кинопрокатчики обращают внимание на то, что ассоциация терпит давление со стороны Российского авторского общества (РАО). Сообщество принуждает ассоциацию заключать договоры на выплату вознаграждений на условиях, которые не соответствуют рынку. «Эта организация сама придумывает ставки авторского сбора и потом сама же их собирает в принудительном порядке», — сказал на круглом столе в комитете председатель совета ассоциации Олег Березин.

Сейчас в ассоциацию входит больше половины кинозалов в стране. В частности, членами организации выступают объединенная киносеть «Формулы кино» и «Синема парка», а также сеть «Каро» и десятки независимых кинотеатров. Текущая схема тарифов от РАО больше напоминает поборы, которые приносят значительные издержки кинотеатрам, отмечают опрошенные «360» владельцы кинозалов. «Изначально кинотеатр уже и так платит дистрибьюторам за разрешение на показ фильма. Туда входят все издержки, включая авторские сборы. Поэтому текущий подход РАО не является справедливым и выглядит как желание дополнительно заработать. Их нужно либо совсем убрать, или хотя бы уменьшить до 0,5% от оборота», — заявил «360» источник на рынке. В АВК «360» также подтвердили, что не отказываются от уплаты взносов, но хотят уменьшить процент отчислений.

Поддержка отечественных лент

В Российском авторском обществе (РАО) предложения АВК сочли необоснованными. «Считаем, что инициатива АВК по кардинальному изменению нынешней системы сборов и выплат не имеет справедливого и логического обоснования, а главное, никак не учитывает законные права и интересы авторов-кинокомпозиторов», — выразил позицию организации Максим Дмитриев.

Общество довольно давно взимает сбор по разработанной им же системе с дифференцированной ставкой. Причем средства берут как с тех, кто заключил уже договор с организацией, так и с тех, кто этого не сделал. Согласно уставу РАО, для только открывшихся кинотеатров ставка составляет 0,5% от оборота, а для кинозалов с уже сложившейся аудиторией платят 1,2% с оборота. Если кинотеатр не заключает договор добровольно, применяется повышенная ставка отчислений — 3% от оборота. «При этом в городах-миллионниках процент может различаться и зависеть от факторов, известных только самим членам РАО», — отметил в беседе с «360» член АВК Сергей Липов.

Кроме того, не все кинопрокатчики считают необходимым платить авторам, чьи произведения используются в зарубежных лентах. «К примеру, в американских фильмах используется музыка, правами на которую владеет кинокомпания, а не сам автор аудиозаписи. Согласно установленным там правилам, композитор сразу получает авторские от продюсеров ленты. Поэтому странно, что РАО собирает с нас комиссию за использование этого материала. Фактически они нарушают закон и заставляют нас поддерживать голливудские ленты», — подчеркнул Сергей Липов.

При этом часть российских судов уже признала правоту кинопрокатчиков. Так, в начале текущего года Арбитражный суд Перми отменил решение Арбитражного суда Свердловской области о взыскании с кинотеатра «Премьер-зал Юго-Западный» вознаграждения в пользу РАО. Изначально общество требовало от владельца кинозала 3% от проката в пользу авторов музыкальных произведений вне зависимости от того, был ли фильм американского или отечественного производства. В ходе разбирательства суд установил, что кинотеатр имеет право не платить за американские ленты, но обязан произвести отчисления за прокат российских картин. Такое решение позволило сэкономить кинотеатру около 360 тысяч рублей без учета пеней.

Специалисты в области авторского права признают, что подобные судебные разбирательства не редкость. По словам адвоката по авторскому и смежному праву Ирины Тулубьевой, киновладельцы, ратуя за прозрачность системы, сами нередко ведут двойную отчетность. «В моей практике были случаи, когда кинотеатры предоставляли намеренно заниженные результаты просмотров, чтобы меньше платить авторам музыкальных произведений. Существующий процент и так не особенно большой по сравнению с международной практикой, но и эти деньги прокатчики не спешат платить», — отметила собеседница «360».

Между тем россияне во время похода в кино все чаще начинают отдавать предпочтение отечественным фильмам. По данным Фонда кино, интерес к российским лентам по итогам новогодних праздников превысил 72% от совокупной посещаемости кинотеатров страны. Самой популярной стала картина Алексея Сидорова «Т-34», собравшая за время зимних каникул 1,3 миллиарда рублей. Следом шла комедия «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» с кассовыми сборами в 809,5 миллиона рублей. Также в топ-10 пользовавшихся спросом у зрителей картин вошли российские фильмы «Елки Последние» (518,5 миллиона рублей) и «Три богатыря и наследница престола» (441,2 миллиона рублей). Впрочем, «иностранцам» также удалось собрать кассу: продюсеры «Гринча» получили 467,8 миллиона рублей, «Аквамен» — 254,5 миллиона рублей и «Бамблби» — 95 миллионов рублей.

Реклама

Реклама