27 декабря 2018, 22:01

Уже Познер. Станет ли YouTube новым телевизором?

Читать 360tv в

Михалков, Серебряков, Ивлеева, Чубайс… в 2018 году жанр «интервью со звездой» окончательно увлек пользователей русскоязычной части YouTube. Одни хвалят онлайн-формат за раскованность и новые лица, другие, наоборот, считают, что крупные сетевые шоу перестали отличаться от ТВ-аналогов. Что ждет жанр в новом сезоне и увидим ли мы долгожданные беседы с Давидычем и Oxxxymiron? Размышляет колумнист «360».

Если выбирать самого именитого интервьюера России, первым на ум приходит Владимир Познер. Журналист с полувековым опытом воплощает классический образ телеведущего и собеседника больших артистов, музыкантов и политиков.

Реклама

Однако сейчас на слуху герои совсем другой передачи. Любое сказанное в ней слово гулким эхом разносится по самому широкому кругу СМИ и ветром гуляет по интернету. «Юрий будет дуть» — точнее и не скажешь.

В этом году Дудю удалось сохранить негласный титул главного интервьюера YouTube не столько благодаря талантам, сколько благодаря громким скандалам. Шокирующие заявления актеров Серебрякова и Ефремова, мельтешение молодежных кумиров и новый коронный вопрос про размер члена стали надежными якорями для аудитории.

Сложно сказать, как долго ему удастся сохранять баланс между серьезной беседой и ползанием с линейкой между ног у собеседника. Прошло время, когда Дудь мог чувствовать себя ковбоем с «ремингтоном» наперевес среди непуганых стад бизонов.

Конкуренты не дремлют — кто-то пытается переплюнуть его по уровню пошлости и эпатажа, кто-то делает ставку на принципиально другой принцип подбора гостей, а кто-то идет ва-банк и пытается провести действительно интересный и глубокий разговор.

Одно можно сказать точно: разговорный жанр прочно закрепился на новой платформе, и количество желающих поговорить по душам или от души хайпануть будет только расти. Смогут ли YouTube-интервьюеры справиться с болезнью роста, или видеохостинг станет еще одним, далеко не самым хорошим каналом «ящика»?

Лей и смотри

Начнем с плюсов. В отличие от телевизора, «продакшн» в интернете крайне прост. Желательно иметь под рукой профессионального оператора и человека, знакомого с основами монтажа. Дальше осталось найти на пару часов незанятое помещение и убедить прийти интересного гостя. После недолгой обработки ролик заливается на канал и мгновенно становится доступен подписчикам и всем желающим.

Это в десятки раз проще чем, работа команды, снимающей телепроект средней сложности. Даже если отбросить вопросы технического характера, согласовать и поставить в сетку вещания новое шоу — огромный труд. И еще большой вопрос, оценят ли его избалованные онлайном телезрители.

Простота в производстве, отсутствие необходимости согласовывать каждый шаг и выбивать бюджет позволяют печь YouTube-шоу как пирожки. Самые успешные команды видеохостинга состоят из четырех-пяти хорошо знакомых друг с другом человек, каждый из которых прекрасно умеет что-то одно: снимать, монтировать, либо светить лицом в кадре.

Из плюсов вытекают и минусы. Стандарты у телеканалов могут быть разные, но они хотя бы есть. Видеохостинг YouTube — это просто сайт, на котором можно разместить свой ролик. Сообщество русскоязычных авторов платформы существует, есть и ежегодные встречи, но говорить о каких-то общих правилах поведения пока еще рано.

Безбрежная река хайпа

Если режиссер передачи может «предъявить» ведущему за некорректный вопрос, то авторские интернет-шоу предоставлены сами себе. Хочет Дудь задать Ивлеевой «тонны, просто тонны, тупых вопросов о сексе» — задаст. Хочет спросить у 75-летнего Эдуарда Лимонова: «Вы отсасывали бездомному афроамериканцу?» — спросит. И никто его не остановит, хотя надо бы.

Тут важно отметить, что передачи подобного толка, пусть пошлость там более завуалирована, бывают и на крупных телеканалах — достаточно вспомнить возмутительную выходку шоумена Гогена Солнцева в ходе передачи Андрея Малахова, буквально накинувшегося с кулаками на свою немолодую жену.

Но тут важен формат, все мы примерно представляем, что ждать от эфиров Малахова, а что — от эфиров Познера, и совершенно точно не ждем Солнцева в гостях у последнего. А вот на YouTube переход от низкого к высокому и обратно — дело нескольких секунд. Одна радость — их легко можно промотать.

Правда иногда, как в случае с Ивлеевой, не выручает даже таймкод. Вопрос Дудя про куннилингус был не только абсолютно неуместным, но и привел к реальным последствиям. Безжалостные интернет-тролли всласть поиздевались в соцсетях над мужественностью ее партнера Элджея.

Надо отметить, что отдельные эпигоны Дудя пошли еще дальше и превратили свой канал в концентрат пошлости, за которую ругают самые одиозные шоу нашего вещания — «Пусть говорят» и «Прямой эфир». Речь о проекте «The Люди», где интервью с бывшим киллером в маске соседствует с двумя выпусками о «Руках-базуках» и совершенно трешовой беседой с порнозвездой, где упоминались (простите, но слов из песни не выкинешь) и кровь, и даже кал.

Когда зависишь только от собственного вкуса, важно, чтобы вкус был идеальный, или хотя бы, чтобы его сопровождало чувство минимального такта. Иначе, единожды нырнув в реку хайпа, можно навсегда потерять берега. Отсутствие жестких рамок с одной стороны позволяет ведущим и гостям чувствовать себя раскованно, с другой — приводит к самым неожиданным конфузам.

YouTube наш

Это сложно объяснить, но все равно хорошо заметно. В телеэфире наши звезды могут легко и весело смеяться, рассказывать истории из жизни и при этом сохранять реноме милых и вежливых людей. Стоит им попасть на YouTube, как вместе с более народным языком (ничего дурного в этом нет — о многих вещах без мата и правда не скажешь) появляется некоторая развязность.

Может, это какой-то сохранившийся с советских времен пиетет перед телевидением? А ролик в интернете — это, мол, забава для молодых и технически продвинутых, тут можно без особого политеса рубить «правду-матку».

Во всяком случае, такое впечатление возникает, когда в ретроспективе вспоминаешь громкие скандалы вокруг неожиданно резких заявлений актеров Алексея Серебрякова и Михаила Ефремова. Пересматривая эти интервью, понимаешь, что слова про хамство как национальную идею россиян — неудачная попытка Серебряков пофилософствовать, а Ефремов просто шутил.

А вот реакция была нешуточная, на самом высоком уровне, что еще раз доказывает — популярные каналы YouTube воспринимаются как серьезная альтернатива телевидению. «Ютубчик» уже не просто заметная часть российского интернета, а настоящий айсберг в океане соцсетей, несущийся навстречу теле-«Титанику».

Благодаря визуальной составляющей, его авторы гораздо более популярны и узнаваемы, чем блогеры других платформ, за исключением Instagram. Остается вопрос — дальше будет лучше или все скатится в одно бесконечное треш-шоу про секс, как и выпады в адрес большей части населения?

Не хуже Дудя

Надежда на «спасение» есть. Не только Дудем един YouTube, и в затылок ему дышат не только любители заработать лайков на треше, но и довольно талантливые авторы.

Бывшая сотрудница каналов «Москва-24» и НТВ Ирина Шихман завела собственное шоу. «Скандальная и провокационная передача с низкой социальной ответственностью!» — сказано в описании, и это, конечно, ирония. Манеры Шихман не в пример более деликатные, чем у Дудя или даже его «нежного редактора» Татьяны Мингалимовой.

Вопросы она тоже старается задавать более серьезные. Необычайно насыщенным вышел выпуск с экс-гимнасткой и подругой шоумена Павла Воли Ляйсан Утяшевой. По его итогам девушку обвинили в сексизме за рассуждения о роли женщины в жизни мужчины. Не менее интересен последний выпуск шоу с музыкантом Андреем Лысиковым (Дельфин). Просмотров у него не в пример меньше, чем у любого выпуска «вДудя», хотя качество вполне сопоставимо, если не выше.

Другой пример нового, более ответственного подхода к разговорному жанру — шоу «Ещенепознер». Несмотря на игривое название, гости передачи уже вполне на уровне Познера. За пару месяцев существования проекта на канале успели появиться в числе прочих беседы с Анатолием Чубайсом, Владимиром Мединским, Михаилом Пиотровским и Чулпан Хаматовой. Мединский даже согласился прочитать короткое стихотворение Егора Летова.

Журналист Николай Солодников может обсуждать с гостям самые острые темы, но делает это в максимально интеллигентной манере. Самый резкий вопрос из его уст — когда его собеседник в последний раз дрался. Не всем зрителям шоу это по вкусу. Выпуски передачи нередко получают поровну дизлайков с лайками и комментарии в духе: чем вы отличаетесь от «ящика»? Для многих ютуберов, мат и хамская манера поведения — по-прежнему важный элемент интервью с известным человеком.

Новые лица

Хочется верить, что в 2019 году зрители YouTube повзрослеют и будут чаще выбирать серьезный контент вместо хайпового. Возможно, именно тогда на площадке появятся те звезды, которых еще не удалось заманить даже Дудю.

Кто знает, может именно хороший и чуткий ведущий — это все, что требуется для приглашения рэпера Oxxymiron (Мирон Федоров)? Напомню, что он отказал Дудю, а редкий случай побеседовать с ним выдался Ивану Урганту аж в 2015 году. Тогда певец посетил его вечернее телешоу на Первом канале. Отказал Дудю и боец MMA Хабиб Нурмагомедов, также выступавший в эфире Первого.

Так или иначе, а интересных людей, с которыми еще не додумались сделать интервью, достаточно и в музыкальном шоубизе, и в других областях от бизнеса до политики. Нет сомнений, что, например, большое интервью с основателем «Смотра.ру» Эриком Китуашвили (Давидыч) вызвало бы настоящий фурор.

Будем надеяться, что в новом сезоне мы увидим на экранах наших компьютеров и смартфонов больше новых лиц и меньше откровенной пошлости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама