• Utair заморозила выплаты по части кредитов. Что это значит для пассажиров?

    Авиакомпания Utair перестала выполнять обязательства по семилетнему кредиту на 18,9 миллиарда рублей. Причина заморозки — обеспечение бесперебойной транспортировки пассажиров в низкий зимний сезон, говорят в Utair. Участники отрасли склонны считать, что компания может пойти по пути ушедших с рынка «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро». Стоит ли приобретать билеты у перевозчика, разбирался «360».
    Utair заморозила выплаты по части кредитов. Что это значит для пассажиров?

    Авиакомпания Utair в рамках реструктуризации займов приостановила выплаты по части долговых обязательств. Как говорится в сообщении компании, с которым ознакомился «360», останавливаются выплаты по семилетним кредитам. При этом подчеркивается, что по 12-летним обязательствам перевозчик произвел платежи без задержек и в полном объеме.

    Как пояснили «360» в пресс-службе компании, выплаты были заморожены для того, чтобы выполнить обязательства перед клиентами. «Чтобы обеспечить бесперебойную работу в низкий зимний сезон, компания предусмотрела остановку выплат по семилетним кредитам в декабре и аккумулирует ресурсы для исполнения процентных расходов в прибыльном летнем периоде», — отмечает перевозчик.

    Компания вынуждена была пойти на реструктуризацию долгов из-за возросших издержек на керосин. Также учли неблагоприятный экономический прогноз для отрасли, поэтому решили в первую очередь осуществлять платежи по операционной деятельности и обеспечению безопасности полетов. «Это расходы на топливо, аэропортовые сборы, техническое обслуживание самолетов и зарплата экипажей», — приводятся в сообщении слова генерального директора Utair Андрея Мартиросова.

    Компания уже не первый раз находится в тяжелом финансовом положении, отмечают опрошенные «360» аналитики авиаотрасли. Так, в 2015 году Utair удалось остаться в небе благодаря соглашению о реструктуризации долгов с синдикатом из 11 банков во главе со Сбербанком. Синдикат выдал перевозчику кредиты на 18,9 и 23,7 миллиарда рублей сроком на семь и 12 лет соответственно. При этом под первый кредит компания получила госгарантии на 9,5 миллиарда рублей.

    «В этом году вся отрасль выходит с большими убытками, которые превышают 40 миллиардов рублей, из-за высоких затрат на топливо и Utair не стала исключением. Три года назад перевозчику удалось удержаться за счет получения льготных кредитов, но в этот раз маловероятно, что он сможет перекредитоваться», — отметил в беседе с «360» ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

    Эксперт добавил, что компания нашла единственный возможный выход из ситуации. «Это позитивный сигнал о том, что перевозчик решил прекратить выполнять платежи по финансовым обязательствам, нежели чем он перестал бы платить поставщикам керосина и других услуг. Компания в ближайшее время продолжит работать, поскольку банкам невыгодно, чтобы перевозчик объявил себя банкротом — тогда шанс вернуть свои средства в полном объеме минимален», — заметил собеседник «360».

    Вылет из пятерки

    Utair заморозила выплаты по части кредитов. Что это значит для пассажиров? | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Сейчас Utair входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России. За 2017 год она перевезла 7,3 миллиона человек, увеличив пассажиропоток почти на 10%. При этом в том же году выручка перевозчика по МСФО составила 75,8 миллиарда рублей, а чистая прибыль — всего 2,4 миллиарда рублей. Это в 2,4 раза меньше, чем компания смогла заработать в 2016-м.

    В этом году тенденция продолжается: согласно отчету компании по РСБУ за девять месяцев 2018 года, ее выручка составила 45,4 миллиарда рублей, а убыток — 1,9 миллиарда рублей. Пытаясь переломить ситуацию, Utair ввела динамичные тарифы на перевозки. Так, с декабря компания снизила минимальную стоимость более чем вдвое — с 1990 рублей по действующему тарифу «Лайт» до 900 рублей по новому тарифу «Минимум». По оценкам перевозчика, тарифом «Минимум» смогут воспользоваться примерно 20% пассажиров.

    Даже динамичная сетка тарифов вряд ли сможет спасти ситуацию, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов. По его словам, у компании достаточно изношенный парк самолетов, который потребует дополнительных вливаний в ближайшие годы. «Здесь возможны два варианта событий: первый — компания прекратит свое существование и ее флот будет передан другим перевозчикам, или на базе парка создадут новую авиакомпанию, как это было с „Трансаэро“; второй — Utair получит инвестиции от бизнеса-ангела и продолжит работу под своим брендом», — прогнозирует собеседник «360».

    При этом в ближайшее время внутренние невзгоды перевозчика вряд ли коснутся пассажиров, говорят авиаэксперты. «Я бы не советовал покупать билеты на рейс, который полетит через два-три месяца, даже если компания обещает очень низкие цены. Между тем если вы берете вылет на ближайшие недели, то риски минимальны», — отмечает Дмитрий Адамидов.

    Возможный уход с рынка любого крупного перевозчика, в число которых входит и Utair, может привести к резкому скачку цен по некоторым направлениям. «Похожая ситуация была, когда обанкротилось „Трансаэро“. Тогда билеты выросли в цене примерно на 23% из-за отсутствия серьезной конкуренции», — заключил Андрей Крамаренко.