facebook_pixel
  • 19 февраля 2019, 14:28

    Utair отменила рейсы из Москвы в Нальчик. Как авиакомпания пытается решить проблемы за счет пассажиров

    Utair отменяет полеты по некоторым внутренним направлениям. Авиакомпания уже убрала из полетного графика все рейсы до Нальчика, хотя несколько месяцев назад продала билеты по этому маршруту. Всем оплатившим места пассажирам компания предлагает вернуть деньги или пересесть на «ближайшие рейсы». Авиалинии спешно перестраивают летную сетку, пытаясь вылезти из долгового бремени, объясняют авиаэксперты. Стоит ли приобретать билеты у перевозчика, разбирался «360».

    Utair отменила рейсы из Москвы в Нальчик. Как авиакомпания пытается решить проблемы за счет пассажиров

    Пятая в стране по пассажиропотоку авиакомпания Utair отменила рейсы по маршруту Москва — Нальчик. О смене летной сетки перевозчика рассказали «360» клиенты, которые приобрели билеты по этому направлению в декабре прошлого года на рейсы с вылетом 7 и 8 мая и возвратом 12 мая. Но 19 февраля им пришло SMS-оповещение об отмене этих рейсов. Взамен перевозчик предложил обменять билеты на альтернативные маршруты или вернуть деньги. На вопросы о причинах отмены рейса Utair отвечать отказался.

    Как рассказала «360» одна из купивших билеты пассажирок, оператор предложил ей альтернативный вариант прилета на эти даты в Минеральные Воды или Ставрополь. При этом компания не дала гарантию, что рейс опять не будет отменен. «У вас всегда будет возможность оформить вынужденный возврат», — отметили представители Utair, подчеркнув, что могут разглашать информацию только по актуальным перелетам.

    Другой пассажир отметил, что некоторые из его знакомых хотели купить билеты до Нальчика в декабре 2018 года, но в конце месяца все билеты уже пропали из поисковой выдачи на официальном сайте перевозчика. «При этом в авиакомпанию на фоне слухов о возможных финансовых проблемах звонили и писали в декабре и январе. Представители заверяли, что билеты на рейс просто сняли с продажи, вылет же состоится. Однако сегодня начали приходить SMS о том, что рейс отменяется», — рассказал мужчина.

    Некоторые из пассажиров брали билеты не только себе, но и гостям свадьбы, которая должна состояться в Нальчике в мае. «Решили отметить свадьбу в живописных горах Кабардино-Балкарии. Почти все гости, 30 человек, купили билеты на май на рейс Utair Москва — Нальчик и обратно сильно заранее, в декабре. Теперь придется все переигрывать, ведь специально под рейс бронировали отель, автобус, и вообще все расписание было подстроено под время прилета. Предстоит менять билеты и покупать новые, которые за почти три месяца успели прилично подорожать», — добавил один из пострадавших.

    На момент публикации материала в пресс-службе авиакомпании не ответили на запрос «360».

    При этом перевозчик не первый раз подводит своих клиентов, отменяя рейсы без объяснения причин. Так, в декабре прошлого года Utair отказалась осуществлять перелет по маршруту Москва — Нижневартовск, ссылаясь на низкую рентабельность направления. Купившим тогда билеты предлагали возврат денег или места на альтернативные маршруты. Теперь из Нижневартовска и соседних городов можно летать в столицу только двумя авиаперевозчиками: «Аэрофлот» и S7.

    Также в июне прошлого года компания отменила летную программу по маршруту Тюмень — Сочи, предложив своим клиентам лететь на курорт с пересадкой через Москву. Такой вариант не особо понравился людям, но билеты других авиакомпаний стоили в разы дороже, поэтому пассажиром ничего не оставалось, как лететь с посадкой в столице.

    Долги меняют приоритеты

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/02/28365_%D1%8E%D1%82.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    Компания отказывается от части внутренних направлений, чтобы сократить издержки и остаться на плаву в «голодный» сезон, отмечают опрошенные «360» авиаэксперты. Utair и так старается минимизировать расходы: в декабре авиалинии перестали выполнять обязательства по семилетнему кредиту на 18,9 миллиарда рублей, чтобы иметь свободные средства на обеспечение полетов, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Тогда компания объясняла дефолт по кредиту возросшими ценами на керосин и неблагоприятной ситуацией в отрасли. «Чтобы расплатиться с частью долгов, Utair распродавали билеты по льготным ценам на весеннее-летний сезон. Теперь, собрав деньги и перечислив их на обслуживание кредита, они поняли, что не смогут выполнить рейсы, и предлагают переесть пассажирам на более рентабельные направления», — объяснил в разговоре с «360» аналитик.

    Тем не менее клиенты имеют право на получение компенсации, рассказал «360» управляющий партнер организации Андрей Лухин. По его словам, с компании можно взыскать деньги за моральный ущерб. «Можно потребовать с перевозчика разницу за билеты, которые пострадавшие были вынуждены купить вместо отмененного рейса. Также если под отмененный рейс были куплены гостиница и трансфер, а люди не смогли все-таки полететь, то можно попробовать взыскать и эти суммы. Плюс отдельно оплачивается моральный ущерб, причиненный авиалиниями», — отметил собеседник «360».

    Сейчас Utair входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России. За 2017 год она перевезла 7,3 миллиона человек, увеличив пассажиропоток почти на 10%. При этом в том же году выручка перевозчика по МСФО составила 75,8 миллиарда рублей, а чистая прибыль — всего 2,4 миллиарда рублей. Это в 2,4 раза меньше, чем компания смогла заработать в 2016-м.

    В 2018 году тенденция продолжилась: согласно отчету компании по РСБУ за девять месяцев 2018 года, ее выручка составила 45,4 миллиарда рублей, а убыток — 1,9 миллиарда рублей. Пытаясь переломить ситуацию, Utair ввела динамичные тарифы на перевозки. Так, с декабря компания снизила минимальную стоимость более чем вдвое: с 1990 рублей по действующему тарифу «Лайт» до 900 рублей по новому тарифу «Минимум». По оценкам перевозчика, тарифом «Минимум» смогут воспользоваться примерно 20% пассажиров.

    При этом эксперты не советуют покупать билеты на рейсы перевозчика, если до вылета остается еще как минимум два месяца. «Активы перевозчика находятся сейчас не в лучшем состоянии, у него много нерентабельных маршрутов, которые он выполняет исходя из своих социальных обязательств. Скорее всего, авиалинии и дальше будут менять сетку полетов, пытаясь делать только выгодные с экономической точки зрения рейсы», — прогнозирует Дмитрий Адамидов.