facebook_pixel
  • 30 апреля 2019, 14:18

    Utair закрыла год с рекордным убытком и огромными долгами. Что это значит для пассажиров?

    Авиакомпания Utair в ближайшее время рискует прекратить деятельность из-за долгов. К такому выводу пришли эксперты из аудиторской компании Ernst & Young. По их оценкам, в прошлом году перевозчик понес убытков на 22 миллиарда рублей, что ставит под сомнение его дальнейшую деятельность. В самой компании обвинения отрицают и обязуются выполнить все анонсированные полеты. Могут ли авиалинии пойти по пути ушедших с рынка «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро», разбирался «360».

    Utair закрыла год с рекордным убытком и огромными долгами. Что это значит для пассажиров?

    О возможном банкротстве перевозчика заявили проводившие аудит эксперты из компании Ernst & Young. Специалисты сомневаются, что авиалинии смогут непрерывно продолжать свою деятельность из-за многочисленных долгов. В 2018 году корпорация и ее дочки понесли чистый убыток в размере 21,9 миллиарда рублей. К концу декабря компания имела в своем портфеле отрицательных активов на сумму свыше 30 миллиардов рублей, в то время как ее краткосрочные обязательства превысили оборотные активы почти на 75 миллиардов рублей, подсчитали в компании Ernst & Young.

    Вдобавок для того, чтобы выжить в низкий зимний сезон, Utair пошла на сознательную просрочку выплат процентов по семилетним кредитам. Задолженность по ним достигла 65,8 миллиарда рублей. Просрочка помогла перевозчику пережить зиму, но в итоге компания так и не вышла из кризиса.

    «Основной причиной формирования отрицательных чистых активов группы стали убытки прошлых периодов, полученные в результате макроэкономических потрясений в стране в 2014–2015 годах», — говорится в докладе аудиторского агентства. Кроме того, на ухудшение финансовых активов компании повлияли галопирующий рост цен на авиатопливо и возросшая конкуренция в отрасли, добавляют в Ernst & Young.

    Между тем в пресс-службе перевозчика «360» опровергли информацию о скором банкротстве.

    «Компания получает стабильную прибыль от операционной деятельности. Приостановление обслуживания части долга в декабре 2018 года отразилось на финансовых результатах прошлого года, но на текущую бесперебойность полетов не влияет. В 2019 году Utair меняет график платежей по долгам, чтобы вернуться к положительным финансовым результатам», — подчеркнул президент Utair Павел Пермяков.

    В начале апреля авиакомпания сообщила, что ее чистый убыток по итогам 2018 года составил 4,4 миллиарда рублей. При этом выручка перевозчика за это время выросла на 10% — до 83,6 миллиарда рублей. Кроме того, компания увеличила количество дополнительных услуг для пассажиров на 50%, что позволило ей заработать 1,5 миллиарда рублей.

    Временная турбулентность

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/04/34920_%D0%B0%D1%80%D0%B2.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    В настоящий момент Utair входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России. По итогам прошлого года она совершила более 78 тысяч рейсов, увеличив пассажиропоток почти на 9%. Во многом добиться подобных результатов компании удалось за счет рекордно низких тарифов на перевозку. Так, с декабря она снизила минимальную стоимость более чем вдвое — с 1990 рублей по действующему тарифу «Лайт» до 900 рублей по новому тарифу «Минимум». По оценкам перевозчика, тарифом «Минимум» смогут воспользоваться примерно 20% пассажиров.

    Впрочем, подобный демпинг цен в итоге не позволил компании выйти из кризиса, сходятся во мнении опрошенные «360» эксперты.

    «У перевозчика наблюдаются значительные задолженности по банковским кредитам, которые он не в состоянии перекрыть даже за счет растущей прибыли в летний сезон. Между тем эти кредиторы вряд ли начнут принудительное взыскание долгов в ближайшие три месяца — в сезон отпусков. Скорее всего, проблемы у перевозчика начнутся во второй половине третьего квартала этого года, когда при максимальном объеме рейсов у них будут падать продажи на осень. В этом случае может возникнуть кассовый разрыв, который существенно может повысить риски банкротства», — подчеркнул в разговоре с «360» глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

    В низкий сезон компания может попытаться остаться на рынке за счет сокращения своей полетной сетки, не исключает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Utair еще зимой текущего года закрыла полеты по ряду направлений, включая рейсы до Нальчика. Ранее компания отменила летную программу по маршруту Тюмень — Сочи.

    «При самом негативном сценарии перевозчик может уйти с пассажирского рынка и оставить только вертолетную программу. Но Utair выполняет стратегически значимые рейсы в Сибири и за Уралом, куда никто, кроме них, не летает. Поэтому государство вместе с кредиторами сделает все возможное, чтобы спасти перевозчика. Судьба „Трансаэро“ его точно не ожидает, поэтому пассажирам не о чем беспокоиться», — успокаивает собеседник «360».

    В любом случае даже при возможном банкротстве пассажирам не стоит волноваться по поводу выполнения рейсов, заметил в разговоре с «360» управляющий партнер организации «Защита прав авиапассажиров» Андрей Лухин.

    «Компания, несмотря на просрочки кредиторам, исправно платит за обслуживание бортов и в срок выплачивает зарплату персоналу, поэтому ожидать того, что в один момент компания перестанет выполнять перевозки, точно не стоит. Даже если Utair все же начнет процедуру банкротства, то все пассажиры будут вывезены за счет операционных средств компании, а купившие билеты пассажиры получат деньги назад», — утверждает собеседник «360».

    При такой ситуации претензии нужно предъявлять страховой или той компании, которая выкупит долги перевозчика. «Договор на перевозку уже был заключен, и если исполнитель не может выполнить свои обязательства, то он имеет право на возврат денег за билет и компенсацию, если по вине перевозчика он понес убытки. Тут уже речь идет о нарушении прав потребителей», — заключил Лухин.