• Долги в 10 млрд рублей: почему руководство «ВИМ‐Авиа» подозревают в преднамеренном банкротстве

    Во вторник, 17 октября, Следственный комитет России завел дело на перевозчика «ВИМ‐Авиа» о преднамеренном банкротстве. Следователи считают, что акционеры компании специально заключали невыгодные сделки и выводили прибыль на оффшорные счета, что и привело к дефолту авиалиний. Однако привлечь руководство «ВИМ‐Авиа» к уголовной ответственности не позволит несовершенная судебная система РФ, уверены опрошенные редакцией эксперты. В отличиях реального банкротства от фиктивного разбирался «360».
    Долги в 10 млрд рублей: почему руководство «ВИМ‐Авиа» подозревают в преднамеренном банкротстве
    Следующая новость

    Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства авиакомпании «ВИМ‐Авиа», говорится в пресс-релизе на сайте ведомства. Основанием для возбуждения уголовного дела по статье «Преднамеренное банкротство» стали результаты проверки, проведенной Приволжской транспортной прокуратурой.

    В период с 2016 по 2017 годы руководство авиаперевозчика специально заключало невыгодные сделки и выводило активы на заграничные оффшоры дочерних организаций, утверждают представители СК.

    В ряде договоров, заключенных ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» с иностранными компаниями, не указывалась точная цена сделок, в результате чего выплаченные авиакомпанией суммы многократно увеличивались. Договоры влекли огромные финансовые затраты и заведомо приводили к неспособности юридического лица в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам

    — СК РФ.

    В результате непродуманной бизнес-стратегии«ВИМ-Авиа» была вынуждена брать многомиллиардные кредиты, чтобы отдать долги контрагентам, считают следователи. При этом, по версии следствия, бухгалтерия перевозчика намерено подделывала отчеты, чтобы скрыть факт огромных убытков. Также в отчетности вместо долгов была отражена прибыль, для этого в ней указывали неверные данные о дате принятия затрат на учет. Кроме того, в документах были отражены проводки по выручке от авиаперевозок, которые компания на тот момент еще не совершила, утверждает СК.

    В конце сентября в отношении компании было возбуждено еще одно дело по статье «Мошенничество». По данным следствия, с 22 сентября должностные лица авиакомпании, заведомо зная, что средств для закупки топлива не хватает, продолжали продавать билеты на рейсы, получив за них свыше одного миллионов рублей. Суммарно долги «ВИМ-Авии» оцениваются от 7 до 10 миллиардов рублей.

    До полного краха «ВИМ-Авиа» довели не столько денежные махинации руководства, сколько неправильно выбранная бизнес-модель, отметил в разговоре с «360» управляющий Фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин.

    Компания не учитывала те тектонические изменения, которые произошли в отрасли в последние годы, и выбрала для себя несостоятельную бизнес-модель. Снижение числа чартерных перевозок, ухудшение макроэкономической ситуации, запрет на выезд заграницу части россиян и разорение ряда крупных туроператоров негативно повлиял на активы «ВИМ-Авиа», что привело к ее дефолту

    — Марат Сафиулин.

    Банкротство по плану

    Преднамеренное банкротство означает, что руководство компании принимало заведомо ложные решения по организации бизнеса, рассказал редакции «360» адвокат, специалист в области банкротства юридических и физических лиц Максим Столяров.

    По сути, акционеры предпринимают действия, которые направлены на создание финансовой несостоятельности компании. В этот пакет мер обычно входит вывод активов, заключение невыгодных сделок и уклонение от выплаты дивидендов кредиторам

    — Максим Столяров.

    Эксперт отметил, что наказание за «спланированное» банкротство предусматривает штрафы до 600 тысяч рублей, а также лишение свободы до шести лет. Если у компании-банкрота нет средств для погашения задолженности, то по решению суда деньги кредиторам должно будет вернуть руководство организации.

    В России резонансные дела по фиктивному банкротству совпали с началом мирового финансового кризиса. Так, в 2011 году компания по продаже техники «Техносила» задолжала свои кредиторам более 11 миллиардов долларов, отказывалась выплачивать долги и объявила себя банкротом. В ответ кредиторы подали в суд на руководство организации, обвиняя их в преднамеренном банкротстве. Тогда «Техносиле» удалось доказать суду, что банкротство компании стало стечением обстоятельств, а не преднамеренным сговором.

    В данный момент в умышленном банкротстве следственный комитет России подозреваетинтернет-ретейлера «Юлмарт». В основе уголовного дела лежит история с кредитом от Сбербанка, предоставленным «Юлмарту» в 2016 году. Согласно материалам дела, для заключения договора на сумму один миллиард рублей «Юлмарт» представил в банк заведомо ложные сведения о финансовом состоянии компании, а затем, получив кредит, перестал его обслуживать. Дело пока находится на рассмотрении у СК РФ, а стороны обвинения собирают доказательства.

    Доказать сам факт фиктивного банкротства сложно, поскольку российские правоохранительные органы еще пока не выработали соответствующую методологию, объясняет Столяров. «Доказательствами в пользу преднамеренного банкротства служат факты вывода имущества, переводы средств в офшоры, а также фиктивное раздутие задолженности перед кредиторами», — отметил Столяров.

    Следующая новость