06 октября 2018, 14:34

Умерла Монсеррат Кабалье. Она не боялась экспериментов и изменила мир оперы

Читать 360tv в

Всемирно известная оперная певица Монсеррат Кабалье умерла 6 октября в Барселоне в возрасте 85 лет. Несмотря на преклонный возраст, исполнительница до последних дней продолжала выступать на сцене. Как самый узнаваемый ныне сопрано покорил весь мир — в материале «360».

Путь к успеху

Будущая оперная легенда родилась в 1933 году в бедной рабочей семье. Кабалье с юных лет была очарована музыкой и пением, не упускала ни одной возможности послушать выступления любимых исполнителей. В течение 12 лет она оттачивала мастерство в барселонской консерватории Лисеу, которую окончила с золотой медалью.

Уже там преподаватели отметили яркий голос и характерную манеру исполнения молодой испанки. Девушке посоветовали ехать на театральные прослушивания в Италию, где делали карьеру почти все оперные знаменитости. Однако денег у Кабалье не было. Чтобы помочь семье, ей даже приходилось подрабатывать на ткацкой фабрике.

«Если бы кто-то знал, сколько носовых платков я сделала! Теперь кто-то думает, что судьба сама дала мне удачу в руки. Но для того чтобы фортуна начала к тебе благоволить, нужно невероятно много работать. И все равно люди будут думать, что ты — везунчик», — говорила певица.

Девушку выручила семья меценатов Бельтран Мата, которые написали для нее рекомендательное письмо известному в те годы баритону Раймундо Торресу. Кроме того, Кабалье оплатили все транспортные расходы. Изучив рекомендации и послушав певицу, испанку без раздумий приняли в театр Maggio Fiorentino во Флоренции.

Во время одного из ее выступлений в зале сидел директор Оперного театра Базеля. Его настолько очаровала внешность и сопрано Кабалье, что после концерта он уговорил певицу работать с его театром. С этого времени начинаются выступления певицы на разных площадках Европы: в Милане, Барселоне, Вене, Лиссабоне.

«Образец работы со зрителем»

Настоящую славу Монсерат принесло выступление в нью-йоркском «Карнеги-Холле». Испанке предложили спеть партию Лукреции Борджиа, которую обычно исполняла американская певица Мерлин Хорн. Неизвестная американской публике певица сорвала настоящие овации — зрители аплодировали стоя на протяжении 25 минут.

Вскоре с небольших сцен Монсерат перебралась в концертные залы. Однако, как признавалась певица, статус площадки и число зрителей для нее не имеют никакого значения, главное — завоевать сердца слушателей.

«Она была образцом работы со зрителем. Ее любовь к публике и своему делу была безгранична. Я присутствовал на концерте и помню тот позитив, ту радость, которую она несла публике. И люди, приходя на нее концерт, абсолютно точно заряжались этой жизненной энергией Монсерат», — рассказал в беседе с «360» солист оперного театра Московской консерватории Дмитрий Галихин.

В театре «Ла Скала» Монсеррат Кабалье исполнила одну из самых известных своих партий в опере Беллини «Норму». С этим же произведением певица выступала в 1974 году в Москве, где тоже вызвала восхищение зрителей.

«Такие певицы уже не родятся»

Россиянам Кабалье запомнилась и по гастролям вместе с Николаем Басковым, с ним оперная дива познакомилась в Петербурге в 2000 году. Все концерты пары проходили при полном аншлаге. Басков потом признался, что Кабалье научила его уникальной технике дыхания и культуре пения.

«Такие певицы уже не родятся. Никто так не исполнит Травиату, Норму и другие партии. Она одна из первых начала исполнять редкие оперы, это огромный вклад», — сказала солистка Большого театра, российская оперная певица Вероника Джиоева в комментарии ИА Nation News.

Всего в репертуаре певицы было более 130 оперных партий и около 40 полноценных опер. Но Кабалье охотно пробовала себя и в других жанрах. Большим поклонником исполнительницы был фронтмен рок-группы Queen Фредди Меркьюри. Вместе они записали в 1988 году альбом Barcelona. Заглавная одноименная песня с пластинки стала одним из двух гимнов летних Олимпийских игр в Барселоне 1992 года. Под эту же композицию теперь проходит знаменитое световое шоу волшебных фонтанов Монжуика.

«Мне часто задают вопрос, как вы относитесь к слиянию классической музыки с другими направлениями. Я всегда привожу в пример Кабалье и Меркьюри, потому что это было сделано на высочайшем уровне. Это было попадание в точку. Монсерат не боялась идти на эксперименты. Ее голос — абсолютно самобытный и неповторимый. Конечно, она — легенда. Ее уход — огромная потеря для искусства и культуры», — сказал «360» пианист-виртуоз Денис Мацуев.

Кабалье всегда поддерживала начинающих исполнителей, продвигала молодых, но вместе с тем и талантливых оперных певцов, рассказал в беседе с «360» заслуженный артист России и оперный певец Владимир Самсонов.

«Этот человек, как путеводная звезда, потянул очень многих талантливых людей в оперный мир. Благодаря ей мир обогатился новыми оперными голосами. Ушла эпоха, величайшая женщина, величайший человек. Мы осиротели и прощаемся сегодня с оперным миром XX века», — заключил Самсонов.

Реклама

Реклама