12 августа 2018, 16:46

«Взлететь — это полбеды». Мог ли угонщик самолета в США выжить

Читать 360tv в

Сотрудник авиакомпании, знающий об управлении лайнером лишь по видеоиграм, угнал пассажирский самолет из аэропорта Сиэтла. Около часа он выполнял в воздухе трюки и общался с диспетчерами, но в итоге не справился с управлением и разбился. «360» выяснил у экспертов, был ли у непрофессионального пилота шанс выжить.

Как выяснили журналисты, за штурвалом Bombardier Q400 находился 29-летний сотрудник Horizon Air Ричард Рассел. Настоящим самолетом он никогда не управлял, а в аэропорту он занимался развозом багажа и буксировкой воздушных суден. При этом у угонщинка был доступ в закрытую зону аэропорта, но без разрешения на полеты.

Реклама

В Horizon Air заверили, что Рассел перед трудоустройством прошел необходимые проверки безопасности и «имел на руках все разрешения». В правоохранительных органах полагают, что нарушитель угнал лайнер, чтобы покончить с собой. Об этом косвенно свидетельствуют его переговоры с диспетчерами.

Как только Рассел взлетел, он сразу же вступил в переговоры по радиосвязи. Сотрудники аэропорта пытались уговорить его приземлиться на ближайшую посадочную полосу, но угонщик испугался, что его «собьют зенитными орудиями». Вскоре в погоню за Расселом в воздух поднялись два истребителя F-15. Они не собирались атаковать его, а лишь двигались следом.

Угонщик стал вытворять в воздухе опасные трюки, по типу тех, что осваивает любой геймер в игровом симуляторе. Неожиданно Рассел заявил диспетчерам, что хочет перед посадкой исполнить «бочку» — фигуру высшего пилотажа, когда самолет крутится на 360 градусов вокруг своей оси с сохранением направления полета. Тогда к переговорам немедленно подключился профессиональный пилот, под руководством которого угонщику удалось сделать нечто похожее.

По радиосвязи Рассел заявил, что у него много близких, которых расстроит то, что он сделал. «Я просто сломленный парень, у которого, наверное, поехала крыша», — сказал он. Незадолго перед крушением он успел сообщить, что один из двигателей вышел из строя. После этого он уже не выходил связь.

«Главное не впадать в панику»

У человека, первый раз оказавшегося за штурвалом, шансов вручную посадить самолет — нет, сказал «360» пилот-инструктор авиакомпании «Регион-Авиа» Алексей Базеев. При этом он пояснил, что надежда появляется, если самолет оборудован системой посадки.

«Угонщик управлял самолетом, на котором вполне могла быть установлена такая система. Гипотетически по указанию пилотов с земли — нажать ту кнопку, дернуть такой-то рычаг, покрутить эту ручку — он мог и сесть. Здесь главное не впадать в панику и не дергаться. Рассел же запаниковал и разбился. Хотя до этого он относительно нормально держался в воздухе», — сказал Базеев.

По его мнению, игровые симуляторы могут научить основам, но не более того. «Это напоминает принцип узкой доски: пока она лежит на полу, по ней можно легко бегать, но если поднять ее на высоту пятого этажа, человек свалится через пару шагов», — пояснил пилот-инструктор.

Как отметил Базаев, поскольку угонщик был сотрудником технического состава, он мог находится внутри, поэтому ни у кого он и не вызвал подозрений. Однако диспетчеров должно было насторожить, что прогреваются двигатели самолета, взлет которого не запланирован.

«Это вообще форс-мажор. На такой случай предусмотрено масса действий, вплоть до того, что заправщик выкатывается на полосу, и никто уже не сможет взлететь. Это все предусмотрено определенными инструкциями. Почему они ничего не сделали — вопрос к наземному персоналу и охране», — добавил эксперт.

«Самое сложное — посадка»

Удивительно, как человек, знающий о самолетах по компьютерным играм, вообще смог взлететь, отметил летчик первого класса, капитан А-320 Андрей Литвинов. По его мнению, Рассела не спасли бы даже инструкции с земли, ведь диспетчеры не видят показания приборов внутри кабины.

«Не удивлен, что он разбился. На игровом симуляторе выучиться невозможно. Какие-то навыки у него, конечно, были. Иначе, как бы он запустил двигатели и поднялся в воздух? Но взлететь — это еще полбеды, самое сложное — посадка. Посадить самолет без профподготовки нет никаких шансов», — подчеркнул Литвинов.

Он добавил, что обучиться основам без практики можно на профессиональных тренажерах, имитирующих реальную кабину. Даже курсанты, с которыми работают профессионально, порой теряются, оказавшись на настоящей высоте.

«Но попробовать свои силы в пилотировании на таких тренажерах может любой желающий. У нас и в „Сколково“ такой стоит, и в „Москве-Сити“ даже можно полетать. А уж тем более в Америке — там это все должно быть доступно. А лишь по играм — шансов выжить нет», — заключил пилот.

Реклама

Реклама