«Невозможно удержать от вандализма». Смотрители Третьяковки — о нападении на картину Репина и охране галереи | 360°

29 мая 2018, 18:45

«Невозможно удержать от вандализма». Смотрители Третьяковки — о нападении на картину Репина и охране галереи

Читать 360 в

Картина Ильи Репина, известная под названием «Иван Грозный убивает сына», порвана в трех местах — на нее напал житель Воронежа Игорь Подпорин. Безработный мужчина пришел в Третьяковскую галерею, выпил 100 граммов водки и пошел «окультуриваться». Дождавшись закрытия, вандал схватил столбик ограждения и несколько раз ударил картину. Корреспондент «360» пообщался со смотрителями Третьяковки и увидел, как охраняют шедевры живописи.

Охрана и алкоголь

Войдя в двери знаменитого художественного музея, основанного в 1856 году купцом Павлом Третьяковым, посетитель попадает на пост охраны. Правда, досмотр в галерее, как и в любом учреждении культуры, поверхностный. Рамка металлодетектора и охранник, заглядывающий в основные отделения сумок, освещая их фонариком. Боковые и внутренние карманы никого не интересуют. Установка для досмотра сумок отсутствует, хотя посетителей с объемными рюкзаками просят оставить их в камере хранения. Но расположена она довольно далеко от входа, поэтому посетителей с рюкзаками в залах немало.

Помимо охраны на входе, несколько секьюрити дежурили в холле первого этажа, один — на выходе из кафе. Возможно, кто-то из них периодически ходит по залам, но корреспондент «360» никого не встретил. Как рассказали музейные работники, в галерее площадью около 20,5 тысячи квадратных метров есть 16 постов охраны. Как правило, на них находятся по одному человеку.  Камер видеонаблюдения около тысячи — от двух и более на каждый зал. Три года назад, говорят работники, ситуация была лучше, а затем многих охранников сократили.

В Третьяковской галерее работают кафе на первом этаже и ресторан на втором. Вход в кафе пролегает через небольшой сувенирный магазин с рамками-«пищалками». На две пары ключей и пилочку для ногтей они не среагировали. На выходе сидит охранник, однако есть подозрение, что в его задачу входит исключительно наблюдение за тем, как бы посетители случайно не ушли с товаром без оплаты.

Помимо прохладительных напитков, в кафе продают бутылочное пиво. На стойке бармена зачем-то стоят винные бокалы. А вот в ресторане «Братья Третьяковы» можно приобрести практически любой алкогольный напиток, включая крепкие, вроде водки, текилы, самогона или джина. Впрочем, работники общепита не исключили, что Игорь Подпорин пришел в галерею уже навеселе. Ведь в районе «Третьяковской"-"Новокузнецкой» есть много кафе, а всего в 200 метрах от входа расположен алкогольный супермаркет.

Строгие «бабушки» и беззащитные картины

Холст пострадавшей от рук вандала картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» закрывало антибликовое стекло стоимостью около миллиона рублей. Антивандальное было бы тяжелее и намного дороже. Однако на многих бесценных шедеврах русской живописи и такое покрытие отсутствует.

При этом сами работники галереи уверены, что на защиту всех картин не хватает финансирования. «Пуленепробиваемые стекла знаете сколько стоят? Целое состояние! Чтобы закрыть полторы тысячи картин, сколько же денег надо!»

«Музейные бабушки» — строгие блюстители порядка, полностью оправдывают сложившееся о них мнение. Стоит только посетителю вплотную наклониться к картине, тут же подходят и вежливо просят отступить на шаг. Беда в том, что на одну такую смотрительницу может приходиться по два, а иногда и три весьма немаленьких зала. И пока дама инспектирует один из них, во втором можно сделать все, что захочется. Потом, конечно, прибежит охрана. Но картине Репина это мало помогло.

«Невозможно ходить за каждым и следить, что он делает. Особенно если много посетителей, а следить нужно за двумя залами. И невозможно каждого удержать от вандализма. А глядя на человека, никогда же не понятно, что у него в голове», — рассуждают смотрительницы.

Подпорин напал на картину Репина из-за того, что она якобы искажает действительность — нет исторических доказательств, что Иван Грозный убил сына. Вот только в коллекции Третьяковки это не единственная недостоверная художественная работа. Например, знаменитое полотно Шишкина «Утро в сосновом бору» тоже искажает правду: медведицы не рождают по трое медвежат. Хорошо, хоть эта «несправедливость» никаких подпориных не огорчает — работа Шишкина ведь тоже не защищена стеклом.

«Картину сняли, испорчена она сильно. Может быть, даже несколько лет будут реставрировать. Хорошо хоть не кислотой плеснул. За всю историю Третьяковки такого не было. Только на эту картину уже второй раз нападают», — переживают смотрители.

Первое нападение произошло в январе 1913 года, когда старообрядец и иконописец Абрам Балашов трижды ударил полотно садовым ножом. Тогдашний хранитель Третьяковки живописец Георгий Хрусталев, узнав о происшествии, бросился под поезд.

Картину наклеили на новый холст, а еще живой Илья Репин сумел восстановить работу. Правда, по воспоминаниям попечителя музея Игоря Грабаря, художник был стар и для реставрации выбрал не те оттенки. Поэтому Грабарь счистил краску и восстановил картину самостоятельно.

В этот раз на холсте снова появились три прорехи от разбившегося стекла. А еще сильные повреждения получила оригинальная рама, которую заказывал сам Репин. Она была изготовлена из похожего на мел материла — левкаса. От удара хрупкий материал разлетелся на части. По предварительной информации, только первый этап реставрации обойдется в 10 миллионов рублей.

Помочь с восстановлением вызвался Сбербанк. Его глава Герман Греф рассказал, что кредитная организация предложила музею помощь в реставрации и скорейшем возвращении картины в основную экспозицию. «Сбербанк предлагает музею сделать самые современные средства защиты наиболее ценных картин экспозиции — например, особо прочные короба, используемые в других музеях такого уровня. Нужно сделать все, чтобы избежать повторения инцидентов в будущем», — сказано в его комментарии, поступившем «360».

«Схватил столбик и начал бить. А мог все уничтожить»

Смотрители галереи пояснили, что в публикациях СМИ много неточностей. Например, пишут, что вандал посмотрел на картину, затем дошел до экспозиции Ивана Шишкина, у лестницы развернулся и бросился назад.

«Перед закрытием он был в том зале. Дождался, пока другие посетители выйдут, [взял] столбик ограждения — а они тяжелые — и начал бить. А мог бы и вообще все уничтожить. Его схватила за руку наша коллега — все происходило у нее на глазах. Он сначала не сопротивлялся, затем вырвался. Но тут уже подоспела охрана», — пояснили они.

Некоторые сотрудники уверены, что скандал старательно заминают. Если вдуматься, отметили они, что такое 100 граммов водки для взрослого мужчины? К тому же в момент происшествия хулиган не выглядел и не казался пьяным, о выпитом потом рассказал сам.

«Как он говорил, ему это нашептал Путин, косил под дурачка и говорил, что картина «плохая». Руководство считает, что человек был пьян и в голову стукнуло. Мы считаем, что это не так. Что он целенаправленно хотел именно ее уничтожить, иначе бы не ждал в том зале. Но раздувать это не будут, мол, «нечего говорить что-то плохое про Третьяковку». Но будет все просто: немного усилят охрану, заменят стойки ограждений, а его объявят пьяным и, в худшем случае, дадут три года за многомиллионный ущерб», - сообщили они.

Ошибка, добавили работники, начинать выводить одиночных посетителей за пять минут до закрытия галереи, когда в залах уже никого нет. Тогда вандалам не смогут помешать другие гости. А к 21:00, когда музей закрывается, смотрители уже в буквальном смысле валятся с ног. Ведь эти подчас уже немолодые женщины работают с восьми утра по 10-13 часов. И так — шесть дней в неделю.

«Выводить посетителей разрешают лишь за пять минут до закрытия. В это время в залах уже почти никого нет. Но, главное, нет и охраны. А в конце смены она обязательно должна быть», — говорят они.

Реклама

Реклама