25 ноября 2018, 16:25

Удачливый Гамлет. О чем Джордж Мартин написал в приквеле «Игры престолов»

Читать 360tv в

В России стартовали продажи «Крови драконов» — первой части двухтомной книги «Пламя и кровь» от автора «Игры престолов» Джорджа Мартина. В каком-то смысле это приквел к знаменитой саге, рассказывающий о судьбе династии Таргариенов — чужаков из-за моря, захвативших власть в Семи Королевствах Вестероса, наездников на драконах, женившихся на своих сестрах. Наследниками Таргариенов являются в мире «Игры» Мать Драконов Дейнерис и, как недавно выяснилось, Джон Сноу, которого на самом деле зовут Эйгон Таргариен — так же, как основателя династии Эйгона Завоевателя.

Далеко не все поклонники сериала читали книги Мартина. Но фанклуб писателя огромен — многие так и вовсе решительно предпочитают книги сериалу и очень обижаются на Мартина, что он задерживается в работе над предпоследней частью серии — «Ветрами зимы». Ведь должна быть еще и последняя часть, а дедушка старый. Есть, впрочем, обнадеживающая гипотеза, что на деле Мартин все давно написал, просто не публикует романы до окончания сериала, после которого спрос на «альтернативный конец» в книгах будет удвоенным и утроенным.

Реклама

А пока, чтобы позабавить себя и поклонников, Мартин взялся за приквел, посвященный Таргариенам, который сам тянет на готовый конспект еще одного многосезонного сериала. Первая часть «Пламени и Крови» рассказывает о правлении Завоевателя, двух его сыновей, внука Джейхейриса и правнука Визериса. Основное внимание в книге сосредоточено на Джейхейрисе Таргариене — Старом Короле, правившем Вестеросом полвека вместе со своей женой-сестрой Доброй Королевой Алисанной.

«Пламя и кровь» — это не роман в духе «Песни Льда и Пламени», по которой снята «Игра Престолов». Это как бы исторический труд, в котором изложены события эпохи первых Таргариенов. Время от времени автор развлекается тем, что сравнивает разные «первоисточники» — в одной истории так, а в другой — такая вот непристойная сплетня, а как на самом деле, мы и не знаем. В книге почти нет диалогов, нет пейзажей и описаний, — события называются, а относительно мотивов поступков персонажей в основном высказываются догадки.

Но скучно точно не будет. В книге есть все, что так любят фанаты ИП. Много крови и смертей — убийства, казни, войны, отрубания голов и рук, кастрации и выкалывания глаз. Много секса в самых разнообразных, в том числе весьма извращенных, формах. Закрученные интриги и многоходовки, дворцовые перевороты и мятежи, которые непоправимо ведут к жесточайшей династической войне между двумя группами Таргариенов, которую автор обещает описать во второй книге. Все это без сочных литературных деталей, но за фабулой, за историей (в обоих смыслах этого слова — «увлекательный рассказ» и «наука о прошлом») следишь не отрываясь, и книгу проглатываешь от корки до корки в один прим.

Образцы, с которыми играет Мартин, в общем-то нетрудно угадать. Это средневековые хроники, в которых тоже немало и скандалов, и скабрезностей, и постельных сцен, и, конечно же, вопиющих разночтений в изложении событий. Тут и «История франков» Григория Турского, и «История лангобардов» Павла Диакона, и «Хроника Фредегара», и толстые намеки на скандальную византийскую «Тайную историю» Прокопия Кесарийского. По сравнению с ними изложение Мартина чуть подсушено в смысле красноречия, чуть перегружено непристойностями и обязательным теперь на Западе, как некогда в СССР цитаты из Ленина, феминизмом.

Добрая Королева Алисанна то собирает в каждом месте, куда приедет, своего рода «женский парламент», то добивается упразднения феодального «права первой ночи» (даром что само это право — выдумка историков, историографический фантом, о чем знает сегодня уже каждый, кому не лень заглянуть в «Википедию»). Но разумный феминизм в таргариеновской саге причудливо перемешивается у Мартина с лютейшей мизогиней. В конечном счете любое великое дело губят женщины, которые ведут себя эгоистично и недостойно, порой распутно, и устраивают такую вражду, до которой мужчинам как от Королевской Гавани до Асшая.

Главным героем «Крови Драконов» оказался король Джейхейрис, мудро правивший полвека, отстроивший столицу и соорудивший множество дорог. Правда, до этого ему сначала пришлось побывать в роли Гамлета — спастись от собственного дяди, жестокого и кровожадного тирана, потом от собственной матери и ее нового мужа, едва не отстранивших его от власти. Но в итоге все после приключений сложилось удачно. Наш Гамлет даже женился на своей Офелии — собственной сестре - и жили они долго, да вот счастливо ли?

На какой-то момент даже создается впечатление, что Мартина унесло совсем не туда и он начинает сочинять слезливый мексиканский сериал о том, как тяжело отцам бывает с детьми. Причем от некоторых элементов этого сериала поморщились бы даже мексиканские продюсеры. Но на самом деле Мартин тут просто подражает одному из своих любимых писателей – Морису Дрюону, в серии «Проклятые короли» показавшему, как многолюдный королевский род Капетингов вымирает всего за четверть века.

Мини-серия «Пламя и кровь» интересна еще и тем, что позволяет понять многие события, которые не вполне ясны в основной саге. В частности, мы узнаем происхождение доставшихся Дейнерис трех драконьих яиц. Лучше понимаем общие параметры вестеросского мироустройства. Скажем, вопреки тому, что в сериале драконы шастают туда-сюда по всему континенту буквально за несколько часов, даже не ахти какое большое расстояние между Королевской Гаванью и Староместом драконам приходится преодолевать с двумя остановками.

Многие упрекнут Мартина, что вместо очередного романа об «Игре престолов» он выдал своего рода конспект романа о чем-то другом. И, быть может, зададутся вопросом — способен ли он еще на нечто большее, чем такой конспект, укрытый за как бы историю и сдобренный солоноватыми шутками? Но разочарованием для поклонников книг и сериала «Пламя и кровь» точно не станет — в этой истории есть все, чего от писателя уже заждались — любовь, кровь и даже немного риторики. А то, что иногда слишком просвечивают реальные исторические прототипы: завоевание Англии Вильгельмом Бастардом, борьба пап и императоров, скандалы при дворе французских королей, вроде знаменитой «Нельской башни», — такая игра с образованным читателем идет Мартину заметно в плюс.

Жаль только, что мы по-прежнему читаем один лишь импорт. Мартина знают у нас миллионы. Но только тысячи, если не сотни знают превосходящую «Игру престолов» и литературно, и по накалу событий историческую сагу Дмитрия Балашова «Государи Московские», к тому же написанную на 20 лет раньше Мартина, так что знай он русский язык, его можно было бы заподозрить в плагиате.

Реклама

Реклама