Убыточное слияние. Почему Uber и «Яндекс» не смогли покорить рынок такси в России | 360°

12 апреля 2019, 14:10

Убыточное слияние. Почему Uber и «Яндекс» не смогли покорить рынок такси в России

Читать 360 в

Совместное предприятие с «Яндексом» по заказу такси в России пока приносит Uber только убытки. Компании объединились в начале прошлого года, но вместо прибыли транспортный гигант недосчитался 42 миллионов долларов. Почему российско-американский сервис заказа такси не оправдал надежды инвесторов и пассажиров, разбирался «360».

Американская компания Uber Technologies отчиталась о своих доходах за 2018 год. Согласно данным налоговой отчетности, она заработала 11,3 миллиарда долларов, а чистая прибыль составила 997 миллионов долларов. При этом операционные расходы агрегатора такси увеличились по сравнению с предыдущим годом на 8% — до трех миллиардов долларов.

Реклама

Одной из таких статей расходов стало для корпорации сотрудничество с российским партнером «Яндекс.Такси». За год Uber получил чистый убыток в размере 42 миллионов долларов после объединения с «Яндексом». В настоящее время американский транспортный гигант владеет 38% в предприятии. По условиям сделки, Uber не имеет права продавать свои акции в совместной компании без согласия российского партнера в период до 2021 года. Также до 2025 года американской компании запрещено конкурировать с «Яндексом» на территории СНГ и открывать собственный сервис по заказу такси.

Выбор этих дат неслучаен, объясняют опрошенные «360» аналитики. При текущих объемах перевозок и интеграции с другими сервисами, например, «Яндекс.Еда», в плюс компания выйдет как раз только к 2021 году, считает аналитик отдела анализа рынков АО «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. «Несмотря на все усилия топ-менеджмента, сервис до сих пор не приносит прибыль своим владельцам. Только за прошлый год его чистый убыток превысил 4,4 миллиарда рублей. По сути, компания с выручкой в 19 миллиардов рублей продолжает оставаться убыточной», — отмечает собеседник «360».

Между тем аналитик не исключает, что уже последующие пару лет дела совместного российско-американского детища пойдут в гору. «В четвертом квартале прошлого года „Яндекс.Такси“ показал убыток всего в размере 129 миллионов рублей. Не исключаю, что уже в первом квартале этого года выйдет в ноль и покажет прибыль уже этим летом или осенью. Объединение с Uber радикально сократило конкуренцию на рынке сервисов такси в России. К тому же адаптивный период закончился, поэтому акционеры скоро начнут получать дивиденды от вложений», — уверен Нигматуллин, подчеркнув, что улучшить показатели компании поможет смена управленческой стратегии.

Дело в том, что в плане корпоративного управления Uber также имеет ряд ограничений. К примеру, американцы не имеют контролирующего влияния в совете директоров, то есть «Яндекс» может принимать ключевые решения без согласования со своими заокеанскими партнерами. Вдобавок компания не представлена в менеджменте объединенного предприятия и не участвует в ежедневном управлении бизнесом на местах.

Рынок на двоих

Uber и «Яндекс.Такси» создали совместную компанию по заказу такси в России и СНГ еще в феврале 2018 года. По условиям объединения, пассажиры продолжали заказывать такси в каждом из приложений, хотя водители получали заказы через единую платформу. Пассажиры могут воспользоваться услугами такси не только на территории РФ, но и в Белоруссии, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении.

Как рассказали «360» в пресс-службе компании, на данный момент Uber Russia стал доступен в 150 регионах России. «Инвестиции в Uber Russia, включая скидки для пользователей, мотивационные программы для водителей и рекламу, в 2019 году превысят два миллиарда рублей», — пояснил представитель, отказавшись предоставить информацию о финансовой отчетности совместного с Uber предприятия.

На момент закрытия сделки Uber и «Яндекс» вложили в проект по 225 и 100 миллионов долларов соответственно. Вдобавок руководство Uber выпустило в пользу «Яндекса» два миллиона своих акций по цене 26 долларов за штуку. При этом через год американцы обязаны были выкупить эти ценные бумаги в два раза дороже — по 48 долларов за акцию. В итоге «Яндекс» может получить порядка 96 миллионов долларов прибыли.

Несмотря на убытки, разрыв с «Яндексом» невыгоден Uber, уверены опрошенные «360» участники рынка. По мнению президента Московского транспортного союза Юрия Свешникова, Uber до сих пор не имеет инструментов для реализации коммерческих перевозок. «Изначально Uber задумывался как посредник между водителями и пассажирами и не брал существенной платы за свое сводничество. Теперь же с помощью коммерческой структуры в лице „Яндекса“ американская компания стала полноценным агрегатором такси и вряд ли откажется от подобного статуса, по крайней мере в России», — считает собеседник «360».

О малой вероятности распада говорит и Тимур Нигматуллин. По его словам, в случае дезинтеграции два агрегатора вступят в конкурентную борьбу друг с другом, что выльется в еще большие убытки для обоих. «Пытаясь получить как можно больше клиентов, они будут вынуждены снижать цены и возить пассажиров себе в убыток. Такой сценарий хорош для пассажиров, но только не для компаний», — заключил аналитик.

Реклама

Реклама