facebook_pixel
  • 18 января 2019, 16:55

    Технический сбой или ошибка пилота? Почему два Су‐34 столкнулись над Японским морем на Дальнем Востоке

    Во время группового полета два самолета Су-34 задели друг друга над Японским морем на Дальнем Востоке. Экипажу одного из судов пришлось катапультироваться в ледяную воду. Опрошенные «360» пилоты объяснили, из-за чего могло произойти столкновение.

    Технический сбой или ошибка пилота? Почему два Су‐34 столкнулись над Японским морем на Дальнем Востоке

    Инцидент над морем

    18 января, около 08:00 по московскому времени, два истребителя-бомбардировщика Су-34 коснулись друг друга в воздухе над акваторией Японского моря на Дальнем Востоке. По сообщениям департамента информации Минобороны РФ, инцидент произошел в 35 километрах от берега, когда во время группового полета отрабатывались маневры.

    Одно из поврежденных судов смогло дотянуть до военной базы Хурбе. Пилоты второго катапультировались, а самолет рухнул в воду. Несмотря на сложные для поисковой операции условия — сильный ветер и четырехбалльное волнение на море, — одного из дрейфовавших на спасательных плотах летчиков спасли.

    В беседе с «360» заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» и заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов пояснил, что «шторм в четыре балла» — это не шторм, а просто волнение на море, когда порывы ветра порядка 8-10 метров. Но даже в таких условиях тяжело искать точечные объекты — приводнившихся пилотов.

    «Да, у них есть плавсредства, жилеты, надувные лодки. Но все равно долго находиться при таких ветре и волнении, ледяной воде со льдом для экипажа было опасно. И найти их по радио и визуальным сигналам спасателям тяжело», — рассказал Попов.

    Человеческий фактор

    Заслуженный пилот России Юрий Сытник пояснил «360», что к столкновению судов могла привести ошибка пилотов, не рассчитавших безопасное для сближения расстояние. Он напомнил, что даже прославленные летчики, такие как экипажи «Русских витязей», сталкивались в небе.

    «Это же элемент тренировки, слетности экипажей, звеньев эскадрильи. Групповой пилотаж — сложный и ответственный вид полетов, летчиков нужно к нему готовить. Такие столкновения не то чтобы частое явление, но случаются. И у нас, и на Западе, в Европе и Китае», — сказал он.

    Поэтому неудивительно, отметил эксперт, что чем больше проводится групповых полетов, тем больше вероятность таких инцидентов. В данной ситуации, по его словам, могут «полететь папахи» у командиров за неправильную подготовку состава.

    «Ну потеряли один самолет, не страшно. А того, кто смог посадить второй, нужно всячески поощрять за то, что спас машину, стоящую миллиарды рублей. И не нужно увольнять тех, кого спасли. Я считаю, за каждого опытного нужно трех неопытных давать. Это боевые учения, и всякое бывает», — добавил Сытник.

    Тяжелые полеты

    Попов также отметил, что групповые полеты в плотных, сомкнутых боевых порядках являются психологически и технически сложными. Ведь интервалы между самолетами в зависимости от поставленных задач могут варьироваться в пределах 15-100 метров.

    «Машины тяжелые — более 30 тонн, а скорость совместного полета — 800-900 километров в час. Большая инерция. Движение рычагов управления полетом нужно высчитывать буквально по миллиметрам. Это тонкая и скрупулезная работа», — подчеркнул Попов.

    Эксперт пояснил, что не все летчики экипажей первого класса. Кто-то летает со вторым, а кто-то — только хочет этот класс получить. Приходится учиться, в том числе и на боевых машинах.

    «Случай неприятный. Но нельзя просто так утверждать, что кто-то один виновен. Это чрезвычайно сложные полеты! Человеческий фактор будет всегда. Люди создают самолеты, организуют полеты и пилотируют суда. Но есть господин случай, техника, метеоусловия — и все нужно рассматривать в комплексе», — заявил Попов.

    Технический сбой

    Кроме того, на одном из Су-34, отметил Сытник, теоретически могла произойти нештатная техническая ситуация. Например, что-то случилось с двигателем, или один из самолетов отстал, а второй на него налетел. Эту версию, так же как и первую, будет проверять специальная комиссия.

    «Обычно пилоты должны держать такую дистанцию, чтобы в случае непредвиденной ситуации успеть отвернуть и уйти в сторону. Поэтому вряд ли дело в технике, скорее всего, нарушили строй, или где-то немного недосмотрел тот пилот, что шел сзади. В групповом полете сложнее всего идти последнему», — уточнил он.

    Попов напомнил, что Су-34, хотя и очень надежная, но сравнительно новая машина. Поэтому еще не все ее технические недостатки выявлены. К тому же, подчеркнул он, любая техника может отказывать, 100-процентной гарантии никто не дает.

    Погодные условия

    В групповом полете, сообщил Сытник, пилоты идут на небольшом расстоянии друг от друга. Поэтому даже плохая видимость не оказывает сильного влияния на полет. Потеряться можно, только если самолеты войдут в облака. Но в этом случае объявляется роспуск, самолеты летят самостоятельно, а после выхода из облаков вновь собираются в группу.

    «Но во время групповых полетов летчики стараются не летать в облаках и не подниматься в воздух при действительно плохой видимости. Поэтому еще раз, скорее всего, было какое-то неудачное стечение обстоятельств или невнимательность одного из пилотов», — подчеркнул Сытник.

    В свою очередь, Попов не исключил негативного влияния погодных условий. Ведь группа шла к суше со стороны моря. А на границе этих двух сред, как правило, возникают турбулентные явления, ухудшается видимость из-за изменения влажности. «Когда попадаешь в такие условия, это усугубляет режим пилотирования», — добавил он.

    По мнению Попова, на границе двух сред, когда суда отрабатывали элементы боевого маневрирования в группе, на одном из самолетов мог произойти отказ пилотажно-навигационного или другого оборудования.

    «Мы работаем в сложной, многофакторной системе: окружающая среда, воздушное судно и человек. Все это надо собрать воедино и отрегулировать. А тут еще пилоты выполнили почти все задания, может быть, устали и возвращались домой перед сумерками», — уточнил летчик.

    Надежность Су-34

    Случай на Дальнем Востоке стал первой потерей Су-34 с момента ввода их в эксплуатацию в 2006 году. В 2015-м один из таких самолетов опрокинулся после выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы на аэродроме в Воронежской области. Тогда эксперты установили, что произошел отказ тормозной парашютной системы. Однако на летных качествах, заявил Сытник, эта неполадка никак не могла сказаться. Су-34 — совершенное и надежное судно. Не зря, подчеркнул эксперт, многие страны с удовольствием покупают российские самолеты.

    «Самолеты „Сухого“ вообще очень надежные и крепкие машины. Например, те 200 штук Су-24, на смену которым приходят Су-34, давно хотели списать, но летчики, которые летают на них в Сирии, заявили, что машины пока не имеют равных себе. Поэтому им обновили подвески, прицелы, вооружение и продолжают эксплуатировать», — рассказал эксперт.