01 марта 2019, 19:08

Цифровая метка для табака. Приведет ли маркировка к повышению цен на сигареты

Читать 360tv в

Маркировка сигарет и папирос становится обязательной в России с 1 марта. Она должна привести к повышению прозрачности рынка и снижению доли контрафакта, отмечают власти. Участники рынка скептически относятся к новой программе и подсчитывают возросшие издержки. Приведет ли новый способ сертификации к увеличению цены пачки сигарет, разбирался «360».

С 1 марта в стране вступила в силу обязательная цифровая маркировка табачных изделий. Теперь на каждую упаковку будет наноситься цифровой код Data Matrix, похожий на QR-код. Сигареты, произведенные до ввода обязательной маркировки, смогут свободно обращаться на рынке еще год, до 1 июля 2020-го. С этого момента розничная продажа немаркированных табачных изделий будет запрещена.

Реклама

«С марта мы приступаем к введению обязательной маркировки табачной продукции. Производители, участвующие в эксперименте, говорили неоднократно, что цифровая маркировка кодом DataMatrix является оптимальным форматом. Так что мы не видим рисков роста цен на сигареты у добросовестных участников рынка в связи с введением системы маркировки», — прокомментировал глава Минпромторга России Денис Мантуров РИА «Новости».

Эксперимент на постоянной основе

Между тем эксперимент по маркировке табака стартовал еще в апреле прошлого года. За это время цифровыми кодами было отмечено более 180 миллионов пачек сигарет. Сейчас в системе зарегистрированы более двух тысяч участников, в числе которых значатся 15 крупнейших в России производителей. Кроме того, к системе подключены 30 оптовиков и более двух тысяч розничных торговых точек.

Как рассказали «360» участники рынка, на сигареты наносится сгенерированный специальными средствами цифровой код в формате Data Matrix. С его помощью потребитель может отследить путь пачки от производителя до прилавка магазина. Код отражает наименование, производителя, дату, время и место выпуска. По этим данным покупатель может проверить сигареты на подлинность, просто отсканировав пачку через приложение в своем смартфоне.

«Мы считаем, что маркировка необходима для того, чтобы отследить каналы движения продукции. Подобная сертификация позволит потребителю сразу понимать, что он покупает легальный и качественный товар», — отметил в разговоре с «360» вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International в России Сергей Слипченко.

При этом на конечную стоимость товара для потребителей новая маркировка вряд ли серьезно повлияет, добавляет собеседник «360». «Пробный этап, который начался еще в начале прошлого года, показал, что эта технология позволяет сохранить скорость производства и не требует больших затрат. Такой способ маркировки не должен привести к заметному увеличению цены продукта», — уверен Сергей Слипченко.

Впрочем, некоторые участники рынка склонны считать, что дополнительный способ сертификации негативно отразится на кошельке курящих россиян. По словам президента Российского сигарного союза Андрея Лоскутова, в Европе нанесения QR-кода на пачку сигарет обходится в 7-10 копеек, в то время как в России такая же процедура стоит для производителей 60 копеек. «Для нанесения кода нужен один робот, который будет печатать на пачку единожды сгенерированный код. Расходы на первый взгляд минимальны, но на деле они выходят на порядок выше, чем, например, в ЕС. Возросшие издержки в конечном счете лягут на потребителей», — подчеркнул собеседник «360».

При этом удорожание продукта может привести к тому, что часть россиян начнет сознательно покупать нелегальный товар, добавляет эксперт. Между тем сигареты уже второй год становятся самой продаваемой категорией на российском рынке товаров повседневного спроса (FMCG). «Особенно остро этот вопрос стоит в депрессивных регионах с низким уровнем доходов населения. Россияне там понимают, что покупают контрафакт, но просто не могут позволить себе легальный товар», — отметил Андрей Лоскутов.

На борьбу с контрафактом

Власти уверены, что маркировка должна стать шагом к прозрачности рынка и избавлению магазинов от контрафакта. По данным исследовательского агентства Nielsen, в период с 2015 по 2018 год рынок нелегальных сигарет в России вырос в восемь раз. К концу прошлого года его доля превысила 8% от общего числа реализуемых сигарет, что вдвое больше, чем за 2017 год.

Так, в 2018-м из-за нелегальных продаж сигарет бюджет недополучил порядка 50-60 миллиардов рублей в виде акцизов и НДС, подтверждают опрошенные «360» участники рынка. По оценкам Андрея Лоскутова, в некоторых регионах, в числе которых Омск и Алтайский край, доля нелегальных сигарет и папирос достигает 30%.

Основными поставщиками нелегальных табачных изделий выступают страны-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Белоруссия, Казахстан и Киргизия. «Сейчас около 10% от числа всех продаваемых сигарет — это контрафактная продукция из стран бывшего СССР. Причем в некоторых регионах, например, в Брянской области, доля продаваемых подделок достигает 25%. Зачастую товар завозят из Белоруссии, поскольку там продукция на порядок дешевле российской из-за низких ставок акцизов», — объяснил Сергей Слипченко.

С января 2019 года ставка акциза на сигареты и папиросы в стране повысилась на 10% и составила 1,89 тысячи рублей за тысячу штук. Вкупе с повышением НДС цены на табак в среднем с начала года выросли на 8%, или примерно на 10 рублей в денежном эквиваленте. По оценкам производителей, с каждой пачки сигарет более 60 рублей уходит в бюджет в виде налогов.

Реклама

Реклама