Цены пахнут керосином. Почему и насколько подорожают авиаперевозки для россиян в 2019 году | 360°

20 декабря 2018, 19:43

Цены пахнут керосином. Почему и насколько подорожают авиаперевозки для россиян в 2019 году

Читать 360 в

За последние три года стоимость топлива для заправки самолетов росла в три раза быстрее инфляции, а сейчас цены на авиационный керосин стремятся к историческому максимуму. Возросшие производственные издержки авиакомпании могут переложить на потребителей, что приведет к повышению цен на авиабилеты на 10% уже в следующем году, предупреждают авиаэксперты. «360» разбирался, почему цены на топливо стремительно поползли вверх.

В период с ноября 2015-го по ноябрь 2018 года стоимость авиационного керосина, который авиаперевозчики используют в качестве топлива для самолетов, выросла втрое быстрее инфляции, свидетельствуют результаты последнего исследования Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). По состоянию на октябрь нынешнего года, керосин отпускался на 77,5% дороже, нежели в январе 2016 года, хотя инфляция за тот же промежуток составила 10%.

Реклама

В этом году цены на заправку также остались высокими, отметил в разговоре с «360» президент ассоциации Владимир Тасун. Только за три квартала 2018 года российские авиаперевозчики потратили на топливо на 87 миллиардов рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года, хотя потребление авиатоплива за это время выросло всего на 9%. Всего с начала года керосин для перевозчиков подорожал почти на треть.

В новых условиях, без господдержки, участники отрасли будут вынуждены повышать цены на перевозки. В результате стоимость билета может вырасти в следующем году как минимум на 10%. При этом мы понимаем, что реальные доходы россиян не растут уже который год подряд, поэтому спрос на перевозки, скорее всего, сократится

Собеседник «360» добавил, что за это время участники рынка понесли потери в размере 37-39 миллиардов рублей. «Чтобы возместить хотя бы часть издержек, ассоциация от лица всех представителей отрасли обратилась к главе государства с просьбой перенести на более ранний срок выделение из бюджета субсидий для покрытия возросших расходов на керосин», — отметил Тосун.

Напомним, что в сентябре президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать механизм компенсаций авиакомпаниям из-за резкого роста цен на топливо до 1 марта 2019 года. Однако перевозчики просят ускорить предоставление субсидий, иначе часть из них может перестать существовать. «Минтранс предлагал единовременно выплатить 22 миллиарда рублей, эта сумма не покроет всех издержек, но хотя бы позволит перевозчикам сохранить цены на прежнем уровне или незначительно их повысить, условно на 5%», — утверждает Владимир Тосун.

Неминуемый взлет цен

Авиаторы предсказуемо разделяют позицию АЭВТ. Сейчас до 30% в операционных расходах авиакомпаний приходится на топливо, в то время как еще в 2016 году его доля была чуть более 20%, рассказали «360» в пресс-службе S7. По словам перевозчика, за прошедший год цена на авиатопливо выросла на 40%.

«Это, безусловно, отражается на рентабельности авиакомпании. Еще 12% составляют лизинговые платежи, номинированные в валюте. При слабом рубле и высокой стоимости топлива мы наблюдаем ситуацию, когда более 40% расходов авиакомпании неконтролируемо растут. Это не может не отражаться на стоимости авиабилетов. Авиакомпании будут вынуждены повышать тарифы, если рост продолжится», — отметила менеджер по PR-проектам группы компаний S7 Надежда Горева.

О том, что затраты на заправку — это основная причина ухудшения финансовых результатов отрасли, говорят и другие российские перевозчики. Генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов еще в начале лета указывал на то, что авиакомпании вынуждены повышать цены из-за роста стоимости керосина и аэропортовых сборов. При этом он подчеркивал, что билеты дорожают «постепенно», а половина рейсов внутри страны «нерентабельна».

Проблема высоких цен на керосин коснулась и крупнейшего российского перевозчика — «Аэрофлот». В первом полугодии 2018 года он показал убыток в 5,2 миллиарда рублей, а по итогам прошлого года чистая прибыль компании по МСФО сократилась на 40%. Ухудшение финансовых показателей перевозчик также связал с возросшими расходами на топливо.

По оценкам опрошенных «360» аналитиков, стоимость авиаперелетов на внутреннем рынке продолжит расти. Вероятнее всего, перевозчик начнет активнее применять динамичную сетку тарифов, прогнозирует исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Компании вынуждены как-то покрывать возросшие издержки, поэтому начнут повышать стоимость билетов в высокий сезон, праздничные дни и выходные. Впрочем, резкого взлета тарифов ожидать не стоит, так как компании понимают, что с повышением цен они рискуют потерять последних клиентов», — уверен собеседник «360».

С директором агентства «Авиапорт» согласен и независимый аналитик Дмитрий Адамидов. «Цены могут серьезно вырасти только в том случае, если с рынка уйдут несколько игроков и оставшиеся начнут повышать тарифы в условиях отсутствия конкуренции. Особенно это будет заметно на направлениях, где летает всего несколько перевозчиков. При других вариантах билеты вырастут в цене в следующем году на уровень инфляции», — заключил он в разговоре с «360».

Реклама

Реклама