• 28 января 2019, 15:32

    Ценность личности. Россиянам предлагают продать свои персональные данные

    В РФ могут разрешить свободную продажу персональной информации. Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил россиянам передавать бизнесу свои личные данные за вознаграждение. По оценкам фонда, граждане смогут заработать на сделках от 15 до 60 тысяч рублей в год. При этом те, кто не захочет распространять данные о себе, будут вправе не давать согласие на обработку информации, что исключит возможность попадания их данных в базы компаний. В ключевых правилах цифровой гигиены разбирался «360».
    Ценность личности. Россиянам предлагают продать свои персональные данные

    Фонд развития интернет-инициатив подготовил очередные поправки в закон «Об информации», который регулирует оборот персональных данных россиян. Новые изменения предусматривают их свободную продажу. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на документ.

    Сейчас вышеупомянутый закон не дает однозначного ответа на вопрос, кому принадлежат персональные данные. Из-за этого некоторые компании распространяют их на коммерческой основе без согласия клиентов, а другие, наоборот, боятся ими торговать, что сдерживает развитие легального рынка. Чтобы устранить лазейку в законодательстве, сотрудники фонда предлагают ввести термин «деперсонализированные данные». Появление законодательной базы позволит обеспечить свободный оборот личной информации, считает одна из авторов инициативы Александра Орехович.

    «Сам человек должен иметь возможность контролировать свои данные. Многие сталкивались с тем, что им звонили с непонятного номера и навязывали им услуги. Поэтому мы планируем создать личный кабинет, где пользователь может увидеть, какую информацию о нем собрали. Если его что-то не устраивает, то он может оспорить решение и изъять данные. Кроме того, эту информацию гражданин может передать другому оператору на возмездной основе», — рассказала «360» Александра Орехович.

    Из текста документа следует, что предприниматели смогут покупать информацию при наличии согласия на ее обработку. За пользование данными компании будут перечислять вознаграждение. По оценкам фонда, россияне на новой услуге смогут заработать от 15 до 60 тысяч рублей в год. При этом если человек не будет давать согласие на обработку информации, то его данные исключат из оборота.

    Инициатива должна помочь в борьбе с нелегальной торговлей информацией о пользователях, поскольку система вознаграждений станет мощной мотивацией для регистрации в качестве самозанятых. По задумке фонда, подобные сделки по продаже данных принесут в бюджет несколько миллиардов рублей налогов от физлиц, а также налоги от юрлиц, участвующих в сделках с данными.

    В фонде предупреждают, что документ находится на стадии обсуждения, итогового законопроекта ждать пока рано. Впервые о сделках по продаже и покупке цифрового профиля в России заговорили еще в 2017 году. Тогда власти хотели создать отдельную организацию, которая будет собирать информацию всех операторов и структур, работающих с данными. Для поддержания работы организации предлагали создать фонд, в который все операторы будут отчислять плату с доходов от рекламы. Ставка за пользование базой должна была составить 2% с доходов операторов от рекламы. Инициатива так и осталась на бумаге.

    Распространение в один клик

    Ценность личности. Россиянам предлагают продать свои персональные данные | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Согласно свежему отчету исследовательского института Cracked Labs, компании получают персональные данные из баз информационных брокеров, крупнейшими из которых считаются Acxiom и Oracle. Они десятилетиями собирали информацию из публичных источников. Еще в доцифровую эру эти компании анализировали справочники, криминальные сводки и результаты опросов. Затем они перешли к сбору информации в соцсетях и сервисах для онлайн-покупок. Брокеры набирают досье на пользователя легально, поскольку при регистрации в интернет-магазинах или соцетях юзер дает согласие на обработку персональных данных, поставив галочку напротив соответствующего поля.

    Данные у брокеров хранятся в виде уникального анонимного ID, который связан с номером телефона, электронной почтой пользователя, IP-адресом, геолокацией, cookie (данные о поведении юзера на сайте), ID устройств, которыми он пользуется. Компания может дать брокеру электронную почту потребителя и запросить информацию о владельце этого адреса. В ответе будут содержаться категории, к которым брокер относит этого пользователя (пол, возраст или увлечения). При этом брокеры которые собирают данные, не продают их поштучно, а сортируют информацию исходя из общих характеристик. К примеру, данные о поле, возрасте, семье, покупательских привычках тысячи человек можно купить за 0,5—1 доллар, свидетельствуют оценки The Finical Times.

    Пока эта информация используется в основном для таргетирования рекламы и скоринга — проверки заемщиков банков и клиентов страховых компаний, отмечают опрошенные «360» эксперты. Впрочем, компании вряд ли будут готовы заплатить больше пары долларов за персональную информацию одного пользователя, считает глава интернет-компании LiveInternet и новостного агрегатора MediaMetrics Герман Клименко. По его словам, в инициативе не определен статус продаваемых данных, поэтому подобное предложение не вызовет интереса у компаний.

    «В текущем законе под персональной информацией понимаются паспортные данные гражданина — они не особо помогают рекламному бизнесу. Для них интерес представляют следы юзеров в интернете, которые позволяют создать таргетированную рекламу для каждого пользователя. Но эти данные и так на легальной основе они могут купить у брокеров. Зачем тогда в этой цепочке еще платить и пользователям — загадка», — отмечает собеседник «360».

    В России ключевыми держателями данных являются поисковая система «Яндекс», Сбербанк, а также «большая четверка» операторов. Вместе они владеют информацией о большинстве россиян, которые пользуются интернетом, услугами связи и финансовыми продуктами, говорит президент Фонда развития цифровой экономики «Цифровые платформы» Алексей Федоров. «Если бизнесу нужны данные, то он купит их у вышеперечисленных корпораций или иностранных брокеров. Дело в том, что они предоставляют обезличенную сборку, на основе которой предприниматели могут создать нужную рекламу своему товару. Данные и предпочтения одного Петрова их не интересуют», — объяснил собеседник «360», подчеркнув, что бизнес купил бы данные у особо богатых россиян, но те вряд ли начнут ими торговать.