15 декабря 2018, 03:25

Царь‐рыба «Аквамен» всех спасет. Причем тут русские торпеды?

Читать 360tv в

Поначалу фильм «Аквамен» кажется рекламным роликом российских ВМФ, рассказывающим об удароустойчивости новых российских торпед. На российскую многоцелевую подводную лодку нападают подводные пираты. Наши подводники запираются в торпедном отсеке, пока к ним на помощь не приходит подводный супергерой. Стрельба, взрывы, пожары, наши торпеды используются в качестве холодного оружия ударного действия и… им хоть бы хны. Если учесть, что одна из основных гипотез гибели «Курска» — ненадежность торпед, то новый блокбастер поднимает престиж нашего подводного оружия многократно.

Поначалу удивляешься — в современном буквально провонявшем русофобией Голливуде просто не может быть фильма, в котором русские показаны с симпатией и все ждешь какого-то подвоха. Но нет, наша захваченная подводная лодка используется для провоцирования войны наземных жителей и подводных царств. Иными словами, американскому зрителю буквально втемяшивают в голову мысль: «Если вам сказали, что во всем виноваты русские, то не верьте — на самом деле это не русские».

Реклама

Этот нерусофобский зачин настолько необычен, что сходить посмотреть фильм можно хотя бы ради одного этого. Ну и, конечно, фантастических спецэффектов – подводное царство нарисовано просто роскошно во всем своем многообразии от крабстеров и лобстеров до гигантских подводных многоэтажек (и тут точечная застройка!).

Однако еще более визуальных спецэффектов удивляют спецэффекты идеологические. Такого в современном Голливуде попросту не бывает. Фильм получился совершенно «реднековский» – опасные мужики в косухах, подходящие к герою с якобы враждебными целями, оказываются симпатягами. Фильм самую капельку гомофобный («Руки убрал!»).

Фильм ужасно расово неполиткорректный — вопреки манере современного Голливуда впихивать темнокожих актеров на абсурдно неподходящие им роли, здесь их только двое — отец и сын подводные пираты (отсылающие, разумеется, к Джанго и Бобе Фетам из «Звездных Войн», даже реактивный ранец на месте), следовательно персонажи отрицательные. Уже заранее можно предсказать по этому поводу жесточайший скандал в Штатах, как только фильм там выйдет (мы в России снова видим премьеру на неделю раньше Америки).

При этом «Аквамен» фильм глубоко патриархальный – тема любви сына к отцу и вообще семейственности является в нем одной из центральных. Лента сделана с подчеркнутым уважением к Христианству – современный Голливуд с наслаждением раздает пинки церквям, иконам, монахам и т.д. Здесь, напротив, когда маленькая церквушка на Сицилии оказывается в центре драки, герой заботливо спасает монахинь, а в притворе храма видна икона – и очевидно, что стремление защитить собравшихся в церкви людей один из побудительных мотивов действовать поскорее.

Само собой, «Аквамен» фильм монархический, построенный вокруг идеи возвращения истинного короля. Когда сегодня спрашивают: о какой монархии можно говорить в XXI веке, я отвечаю, что только в этом-то веке и возможно, когда наши дети растут в окружении книжных и киношных королей и королев, которые приходят, открываются, возвращаются. Ни Дейнерис Таргариен, ни Король Артур, право же, не рвутся учредить демократическую республику. Нет – они монархи. И через двадцать лет миром будут править наши дети, которые выросли в убеждении, что монархия – это нормально, а вот что такое республика – не очень будут понимать.

Не забыто в «Аквамене» даже римское начало – герой оказывается отменным знатоком римской истории и способен с одного взгляда отличить Марка Агриппу и Сципиона Старшего – выдающихся людей, но не царей, от Ромула – истинного царя, благодаря которому только и виден истинный путь. Не забудем, кто у нас Третий Рим, да и в первом сейчас хозяйничают национал-традиционалисты во главе с Маттео Сальвини (хотя вряд ли когда фильм начинал сниматься, это можно было предвидеть).

Образ врага так же весьма примечателен. Это атланты, атлантисты (кто сказал «Североатлантический альянс»?), обезумевшие от гордыни и жажды власти и захваченные модными идеями либерального экофашизма – мол, необходимо уничтожить людей с поверхности, которые замусоривают океан, и пусть при этом погибнут миллионы.

Силы океана в новейшей геополитике всегда ассоциируются с либерализмом и Американской Империей. Напротив, суша предстает как оплот консерватизма, традиции и ассоциируется с Россией. И супергерой Джейсона Момоа как раз олицетворяет собой Сушу, творит великие дела за счет того, что соединяет в себе сухопутное и океаническое начала и, в конечном счете, примиряет всех.

Нет смысла пересказывать приключения героев, они одновременно и увлекательны и по-детски трогательны. Укажу только одно – в какой-то момент герой прячется во чреве кита. Он при этом ссылается на мультфильм «Пиноккио», где есть такая сцена. Но минимально образованный зритель, конечно, узнает библейское путешествие Ионы во чреве китовом, прообраз воскресения Христова.

Иными словами, «Аквамен» идет строго поперек всем либеральным пропагандистским штампам Голливуда. Примечательно, что на это решилась фирма «DC», один из двух крупнейших игроков на американском рынке комиксов, чья продукция до какого-то момента была довольно аполитичной.

Если же линия будет выдержана, можно будет наблюдать впечатляющую идеологическую конкуренцию между «Marvel», чьи «Мстители» все больше утопают в либерально-феминистской пропаганде, и «DC», внезапно решившей сыграть на стороне консервативных традиционалистов. Следить за этой битвой может оказаться ничуть не менее интересно, чем за сражениями героев на экране.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама

Реклама