«Три года трезвости». Россиянам хотят усложнить дорогу к алкоголизму | 360°

01 октября 2018, 15:59

«Три года трезвости». Россиянам хотят усложнить дорогу к алкоголизму

Читать 360 в

Министерство здравоохранения продвигает ряд инициатив по уменьшению алкогольной зависимости россиян. Ведомство предлагает ограничить продажу спиртного тем, кто уже навеселе. Эти меры могут быть предприняты в отношении пьяных клиентов магазинов, кафе, ресторанов, закусочных и баров. Также министерство планирует запретить продавать горячительное лицам моложе 21 года.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова выступила в поддержку ограничений продажи спиртного нетрезвым людям. По ее мнению, человек в состоянии сильного алкогольного опьянения неспособен оценить риски, поэтому может представлять опасность как для себя, так и для окружающих.

Реклама

«Продавать алкоголь пьяному человеку — создавать дополнительный разрушающий для него фактор, усугубляя его состояние», — сказала она в интервью ТАСС. Скворцова подчеркнула, что Минздрав считает важным предоставить продавцам в магазинах и заведениях общественного питания право отказывать нетрезвым людям в покупке алкоголя.

Алкогольный «цензор» в магазине

Ведомство в данный момент дорабатывает законопроект. Впервые идею ограничить дистрибуцию россиянам навеселе Минздрав предложил еще осенью прошлого года. Вдобавок министерство собиралось изменить выкладку алкогольной продукции в магазинах. В документе было прописано, что покупатель не должен видеть спиртное, находясь рядом с другими товарами. Поэтому для алкогольного отдела предложили выделить специальное место.

Тогда против нововведений выступили сотрудники Минкульта. По их словам, документ был недоработан и содержал много белых пятен. Ведомство указало, что в законопроекте не указаны критерии, позволяющие определить степень опьянения потенциального покупателя.

Подобная инициатива уже обсуждалась прежде, отметил руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Если магазины получат право не продавать алкоголь лицам, находящимся в состоянии опьянения, то должны быть и четкие критерии такого состояния. Предприниматели не могут заставить покупателей проходить освидетельствование», — подчеркнул собеседник «360».

Если же покупателей в состоянии опьянения будут определять на глаз, возникнет множество споров и претензий, разбираться с которыми будут вынуждены представители власти, добавил эксперт.

Несмотря на негативную оценку законопроекта со стороны Минкульта и общественников, часть правительства одобряет инициативу Минздрава. К примеру, депутат Госдумы Виталий Милонов в разговоре с «360» отметил, что для снижения уровня алкоголизации населения необходимо принимать еще более жесткие меры.

Радует, что государство обратило внимание на проблему эпидемии алкоголизма в нашей стране. Впрочем, новые меры лишь меняют вектор с негативного на стабильный в отношении роста числа алкозависимых. Нужно вынести из торговых залов супермаркетов весь алкоголь и разместить его в отдельном помещении. Вдобавок не мешало бы ввести госмонополию на продажу крепкого спиртного,например, на водку

Предложенные Минздравом нормы успешно применяются за рубежом. К примеру, в 30 штатах США законодательство предусматривает административную ответственность для владельцев ресторанов, баров и магазинов спиртных напитков, которые продали алкоголь нетрезвым клиентам. Размер штрафов в этом случае может доходить до тысячи долларов. Похожие меры применяются и в ЕС. На территории союза власти не рекомендуют магазинам и питейным заведениям наливать гражданам навеселе, но административное наказание за это пока отсутствует.

Возрастное повышение

Помимо ужесточения торговых мер, Минздрав рассматривает инициативу по повышению возраста, с которого россиянам можно будет продать алкоголь. Министр здравоохранения Вероника Скворцова назвала увеличение возраста при продаже алкоголя до 21 года «абсолютно правильной мерой». Кабмин готов рассмотреть варианты установления возрастной планки от 19 лет до 21 года. В Министерстве здравоохранения эта инициатива уже прорабатывается, отметила Скворцова.

«Нам представляется абсолютно правильным повысить возраст при продаже алкогольной продукции до 21 года. Мы знаем, что в молодом возрасте алкоголь действует наиболее разрушительно», — цитирует министра ТАСС.

В 2016 году Россия вошла в четверку стран с самым пьющим населением, а ее соседями по рейтингу стали государства бывшего СССР. Согласно результатам доклада «Мировая статистика здравоохранения» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), россияне выпивают почти 14 литров чистого спирта в год. Причем чаще всего прикладываются к бутылке граждане в возрасте до 45 лет.

Самым пьющим регионом считается Магаданская область. В среднем ее житель выпивает 14,1 литра чистого спирта в год, подсчитал Роспотребнадзор. Второе место по количеству выпитого занимает Москва (13,3 литра в год), а третье место разделили между собой Коми и Сахалинская область (13 литров).

Увеличение возраста позволит сократить столь негативную динамику в этой области, уверен член Общественной палаты и руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. По его словам, почти 70% россиян голосуют за ужесточение возрастных ограничений.

В любом случае дополнительные три года трезвости пойдут нашей молодежи на пользу. Это положительно повлияет не только на уровень демографии, но и снизит число криминальных инцидентов среди молодого населения

«Ни для кого не секрет, что львиная часть продаж алкоголя приходится именно на возрастную группу от 18 до 21 года, поэтому вывод этой части населения с алкогольного рынка позволит существенно сократить число алкозависимых», — добавил он.

Впрочем, россияне уже и сами постепенно делают выбор в сторону здорового образа жизни. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2018 году алкоголь с той или иной частотой употребляют 58% россиян, еще 40% опрошенных не употребляют спиртного. При этом доля тех, кто считает, что все виды алкоголя в той или иной степени негативно сказываются на здоровье людей, снизилась с 80% в 2017-м до 55% в 2018 году.

Реклама

Реклама