20 мая 2019, 19:34

Три года трезвости. Молодым россиянам могут перестать продавать алкоголь

Читать 360tv в

Российские власти продвигают ряд инициатив по борьбе с алкогольной зависимостью россиян. Федеральная антимонопольная служба поддержала запрет на продажу спиртного лицам моложе 21 года. Ранее ввести эти ограничения предложило Министерство здравоохранения, которое также планирует ограничить продажу горячительного в точках общепита и отпускать алкоголь покупателям навеселе. Поможет ли новая алкогольная кампания окончательно искоренить пьянство, разбирался «360».

Сотрудники ФАС выступили за установление нового порога по продаже алкоголя в стране. Ведомство поддерживает предложение Министерства здравоохранения по продаже спиртного только россиянам старше 21 года. По словам начальника контрольно-финансового управления ведомства Владимира Мишеловина, изменение правил торговли не приведет к рискам для производителей алкоголя и не повлияет на рынок.

Реклама

«В данном случае, поскольку ФАС — это служба, которая стоит на защите конкуренции, конкуренция не пострадает. Если будет решение такое принято, то мы не видим в этом ничего страшного», — сказал представитель ФАС в интервью RNS. При этом чиновник пояснил, что решение о введении запрета нужно принимать «на государственном уровне после широкой дискуссии».

Возрастное повышение

За повышение «алкогольного» порога уже не первый год выступает Минздрав. В феврале 2019-го ведомство представило полный проект закона о повышении возраста продажи алкогольных напитков с 18 до 21 года. Как отмечают в министерстве со ссылкой на результаты исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно из-за алкоголя умирают больше трех миллионов человек, что составляет около 5% от числа всех смертей. При этом в категории людей от 20 до 39 лет смертность от чрезмерного употребления спиртного является существенной и превышает 13%. В случае принятия законопроекта новые правила вступят в силу с января 2020 года.

Авторы закона опираются на успешный опыт ряда стран, где увеличение возраста привело к уменьшению случаев алкоголизма среди молодежи. В качестве примера они приводят США, Японию и Индонезию, где возраст продажи любого горячительного напитка начинается с 20—21 года, а также Египет и Норвегию, где только с 20—21 года разрешается приобретать крепкое спиртное. Среди стран СНГ похожие правила действуют в Казахстане.

Как рассказали «360» в организации «Трезвая Россия», повышение возраста как нельзя лучше снизит уровень общего потребления алкоголя среди россиян. «Не секрет, что основным потребителям алкогольной продукции в России является молодежь, поэтому эта мера будет весьма действенной. Три года трезвости точно пойдут на пользу молодым россиянам, которые больше других подвержены соблазнам. В итоге запрет не только снизит уровень алкоголизма, но и сократит число криминальных инцидентов с участием пьяной молодежи», — отметил руководитель «Трезвой России», член общественной палаты Султан Хамзаев.

Некоторые аналитики считают, что запрет, наоборот, вызовет бум потребления среди подростков. «Сейчас молодые потребители чаще всего покупают слабоалкогольные напитки — пиво или вино. Однако в случае полного запрета они перейдут, вероятнее всего, на крепкий алкоголь, который будет проще найти на нелегальном рынке. В итоге вместо уменьшения потребления спиртного мы сократим путь молодежи к быстрому алкоголизму», — подчеркнул в беседе с «360» руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.

Спрятать от соблазна подальше

Помимо повышения возраста, российские власти думают и над иными способами усложнения пути россиян к алкоголизму. Так, недавно депутаты Госдумы предлагали убрать спиртное с полок супермаркетов. Один из авторов законопроекта, зампред комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль, активно ратовал за то, чтобы перенести крепкие напитки из основного отдела магазинов в изолированное помещение. Также он выступал против продажи даже слабоалкогольных напитков в фудкортах торговых центров и иных точках общепита. Таким способом можно сократить число случайных покупок алкоголя, особенно среди молодежи, утверждал депутат.

В пользу слов парламентария говорит и свежее исследование европейских ученых. Они изучали влияние местоположения алкоголя в течение восьми лет и пришли к неожиданным результатам. Оказалось, что если спиртное расположить в хорошо просматриваемых местах магазина, его продажи вырастают на 25–40%, в зависимости от крепости.

«Например, в Канаде алкоголь на протяжении последних лет продается только в отдельно стоящих магазинах. Причем все такие алкомаркеты принадлежат государству, которое активно регулирует не только ценообразование, но и потребление спиртного среди населения. Изолирование алкоголя позволит в первую очередь ограничить потребление алкоголя среди молодого поколения, которое больше всего подвержено воздействию яркой рекламы. Так что мы активно поддерживанием ужесточение правил торговли алкоголем в России», — отметил Султан Хамзаев.

Примечательно, что Минздрав не только поддержал идею депутатов и активистов, но и предложил не продавать алкоголь потребителям навеселе. Еще в прошлом году глава ведомства Вероника Скворцова выступила в поддержку ограничений продажи спиртного нетрезвым людям. По ее мнению, человек в состоянии сильного алкогольного опьянения неспособен оценить риски, поэтому может представлять опасность как для себя, так и для окружающих. Такие меры успешно применяются за рубежом. Так, в 30 штатах США законодательство предусматривает административную ответственность для владельцев ресторанов, баров и магазинов спиртных напитков, которые продали алкоголь нетрезвым клиентам. Штраф может доходить до тысячи долларов.

Реклама

Реклама