• Три года трезвости. Молодым россиянам могут перестать продавать алкоголь

    Российские власти продвигают ряд инициатив по борьбе с алкогольной зависимостью россиян. Федеральная антимонопольная служба поддержала запрет на продажу спиртного лицам моложе 21 года. Ранее ввести эти ограничения предложило Министерство здравоохранения, которое также планирует ограничить продажу горячительного в точках общепита и отпускать алкоголь покупателям навеселе. Поможет ли новая алкогольная кампания окончательно искоренить пьянство, разбирался «360».
    Три года трезвости. Молодым россиянам могут перестать продавать алкоголь

    Сотрудники ФАС выступили за установление нового порога по продаже алкоголя в стране. Ведомство поддерживает предложение Министерства здравоохранения по продаже спиртного только россиянам старше 21 года. По словам начальника контрольно-финансового управления ведомства Владимира Мишеловина, изменение правил торговли не приведет к рискам для производителей алкоголя и не повлияет на рынок.

    «В данном случае, поскольку ФАС — это служба, которая стоит на защите конкуренции, конкуренция не пострадает. Если будет решение такое принято, то мы не видим в этом ничего страшного», — сказал представитель ФАС в интервью RNS. При этом чиновник пояснил, что решение о введении запрета нужно принимать «на государственном уровне после широкой дискуссии».

    Возрастное повышение

    Три года трезвости. Молодым россиянам могут перестать продавать алкоголь | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    За повышение «алкогольного» порога уже не первый год выступает Минздрав. В феврале 2019-го ведомство представило полный проект закона о повышении возраста продажи алкогольных напитков с 18 до 21 года. Как отмечают в министерстве со ссылкой на результаты исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно из-за алкоголя умирают больше трех миллионов человек, что составляет около 5% от числа всех смертей. При этом в категории людей от 20 до 39 лет смертность от чрезмерного употребления спиртного является существенной и превышает 13%. В случае принятия законопроекта новые правила вступят в силу с января 2020 года.

    Авторы закона опираются на успешный опыт ряда стран, где увеличение возраста привело к уменьшению случаев алкоголизма среди молодежи. В качестве примера они приводят США, Японию и Индонезию, где возраст продажи любого горячительного напитка начинается с 20—21 года, а также Египет и Норвегию, где только с 20—21 года разрешается приобретать крепкое спиртное. Среди стран СНГ похожие правила действуют в Казахстане.

    Как рассказали «360» в организации «Трезвая Россия», повышение возраста как нельзя лучше снизит уровень общего потребления алкоголя среди россиян. «Не секрет, что основным потребителям алкогольной продукции в России является молодежь, поэтому эта мера будет весьма действенной. Три года трезвости точно пойдут на пользу молодым россиянам, которые больше других подвержены соблазнам. В итоге запрет не только снизит уровень алкоголизма, но и сократит число криминальных инцидентов с участием пьяной молодежи», — отметил руководитель «Трезвой России», член общественной палаты Султан Хамзаев.

    Некоторые аналитики считают, что запрет, наоборот, вызовет бум потребления среди подростков. «Сейчас молодые потребители чаще всего покупают слабоалкогольные напитки — пиво или вино. Однако в случае полного запрета они перейдут, вероятнее всего, на крепкий алкоголь, который будет проще найти на нелегальном рынке. В итоге вместо уменьшения потребления спиртного мы сократим путь молодежи к быстрому алкоголизму», — подчеркнул в беседе с «360» руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.

    Спрятать от соблазна подальше

    Три года трезвости. Молодым россиянам могут перестать продавать алкоголь | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»

    Помимо повышения возраста, российские власти думают и над иными способами усложнения пути россиян к алкоголизму. Так, недавно депутаты Госдумы предлагали убрать спиртное с полок супермаркетов. Один из авторов законопроекта, зампред комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль, активно ратовал за то, чтобы перенести крепкие напитки из основного отдела магазинов в изолированное помещение. Также он выступал против продажи даже слабоалкогольных напитков в фудкортах торговых центров и иных точках общепита. Таким способом можно сократить число случайных покупок алкоголя, особенно среди молодежи, утверждал депутат.

    В пользу слов парламентария говорит и свежее исследование европейских ученых. Они изучали влияние местоположения алкоголя в течение восьми лет и пришли к неожиданным результатам. Оказалось, что если спиртное расположить в хорошо просматриваемых местах магазина, его продажи вырастают на 25–40%, в зависимости от крепости.

    «Например, в Канаде алкоголь на протяжении последних лет продается только в отдельно стоящих магазинах. Причем все такие алкомаркеты принадлежат государству, которое активно регулирует не только ценообразование, но и потребление спиртного среди населения. Изолирование алкоголя позволит в первую очередь ограничить потребление алкоголя среди молодого поколения, которое больше всего подвержено воздействию яркой рекламы. Так что мы активно поддерживанием ужесточение правил торговли алкоголем в России», — отметил Султан Хамзаев.

    Примечательно, что Минздрав не только поддержал идею депутатов и активистов, но и предложил не продавать алкоголь потребителям навеселе. Еще в прошлом году глава ведомства Вероника Скворцова выступила в поддержку ограничений продажи спиртного нетрезвым людям. По ее мнению, человек в состоянии сильного алкогольного опьянения неспособен оценить риски, поэтому может представлять опасность как для себя, так и для окружающих. Такие меры успешно применяются за рубежом. Так, в 30 штатах США законодательство предусматривает административную ответственность для владельцев ресторанов, баров и магазинов спиртных напитков, которые продали алкоголь нетрезвым клиентам. Штраф может доходить до тысячи долларов.