12 февраля 2019, 16:12

Трап самолета рухнул под пассажирами в Барнауле. Что это было и кто ответит за травмы людей

Читать 360tv в

В аэропорту Барнаула произошел инцидент с участием пассажиров. Во время посадки в самолет шестеро человек упали с трапа, а сама конструкция буквально рассыпалась в воздухе. Следственный комитет России (СКР) уже возбудил уголовное дело по факту случившегося. «360» побеседовал с участниками рынка о возможных причинах происшествия.

Инцидент произошел утром 12 февраля в аэропорту имени Титова. Самолет Airbus-320 авиакомпании «Уральские авиалинии» проводил плановую посадку на рейс № 652 по маршруту Барнаул — Москва, который должен был вылететь в 07:30 по местному времени. Во время прохода по трапу в салон самолета несколько пассажиров упали с пятиметровой высоты, в то время как сама конструкция развалилась. Позже в Сети появилось видео, на кадрах которого видно, как под людьми ломается конструкция, верхняя площадка трапа рушится — и они падают на землю. Борт вылетел в пункт назначения через два часа после инцидента.

Реклама

По предварительным данным, причиной падения стало нарушение конструкции площадки самоходного трапа. «В аэропорту Барнаула при посадке в самолет произошел надлом стойки корзины трапа», — говорится в материалах СКР. В настоящее время следователи региона возбудили уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих нормам безопасности пассажиров. Между тем очевидцы ЧП утверждают, что трап просто был не до конца присоединен к самолету. Официального подтверждения этой информации пока нет.

Министерство транспорта Алтайского края также заинтересовалось причинами ЧП. В ведомстве пообещали, что в аэропорту Барнаула проведут внеочередную проверку всех трапов. «Руководством предприятия издан указ о проведении внеочередной проверки технического состояния всех трапов. Формируется комиссия для выявления причин складывания конструкции», — говорится в сообщении министерства.

По данным Минтранса, обрушившийся трап проходил проверку в октябре 2018 года. Тогда нарушений зарегистрировано не было, а в отчетных документах было сказано, что конструкция пригодна к использованию. В связи с происшествием Западно-Сибирская транспортная прокуратура начала внеочередную проверку по факту того, как в аэропорту обслуживают самолеты, рассказали «360» в ведомстве. «По данному факту Барнаульской транспортной прокуратурой организована проверка исполнения требований федерального законодательства при оказании АО „Авиапредприятие ‚Алтай‘“ услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных судов», — отметила старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова.

Компенсация за падение

В результате инцидента пострадали шесть человек. В интервью «360» Горбунова отметила, что все пассажиры при падении получили ушибы и травмы, однако только четверо из них были госпитализированы в городскую больницу. «Остальные отправлены в место назначения в 09:45 по местному времени (05:45 по московскому)», — сказала она.

Как рассказали журналистам в городской больнице №1 Барнаула, состояние пациентов оценивается от удовлетворительного до средней степени тяжести. У двух человек есть локальные повреждения скелета, у третьего — поверхностные ушибы.

Администрация аэропорта уже принесла свои извинения пострадавшим пассажирам и гарантировала им оказание всего комплекса медицинских услуг. При этом представители «Уральских авиалиний» сообщили, что по вопросу компенсации вреда здоровью упавшим пассажирам нужно обращаться в администрацию международного аэропорта Барнаула имени Г. С. Титова, которая несет ответственность за работу трапа. «Самоходные трапы принадлежат и обслуживаются аэропортом. Авиакомпания не контролирует техническую исправность трапов аэропорта», — подчеркнули в разговоре с «360» авиалинии.

Согласно эксплуатационным правилам, прописанным в уставе Международной организации гражданской авиации (ИКАО), за техническое состояние оборудования отвечают наземные службы аэродрома. Это подтвердили опрошенные «360» авиаэксперты.

Авиакомпании как правило не закупают трапы или иное наземное оборудование, поскольку платят аэропортам за пользование их инфраструктурой, объяснил юрист по воздушному праву Алексей Елтунов.

«Соответственно, за состояние отвечает аэропорт или оператор аэропорта (обслуживающая компания), который заключил договор с авиакомпанией. Службы обязаны были проверить ходовые способности и техническое состояние трапа. При этом в ряде случаев авиакомпания может провести инспектирование обслуживающую компанию на качество оказываемых услуг», — подчеркнул в беседе с «360» спикер, отметив, что окончательный виновник инцидента станет известен только после тщательной проверки соответствующими органами.

В случившемся есть прямая вина наземных служб аэропорта, считает летчик 1-го класса Андрей Литвинов. «Аэропорты в России буквально рушатся — экономят на всем и не проводят ремонт вовремя. Наземные службы не качественно выполняют весь спектр своих обязанностей, начиная от чистки взлетных полос, заканчивая проверкой оборудования», — рассказал собеседник «360».

В сложившейся ситуации пострадавшие имеют право на компенсацию за причиненный вред здоровью, сходятся во мнении авиаэксперты. Так, Андрей Литвинов советует подавать в суд с требованием возмещения ущерба на имя управляющей компании аэропорта, которая отвечала за обслуживание на земле. Алексей Елтунов предлагает требовать компенсацию с авиакомпании.

«Кроме того, пострадавшие имеют право на компенсацию за причиненный вред здоровью, добавил юрист. «Покупая билет, пассажир автоматически заключает договор с перевозчиком, который действует с момента регистрации клиента и до его выхода в пункте назначения. В свою очередь, авиалинии уже будут взыскивать средства с виновников инцидента», — объясняет он.

Между тем инциденты с участием некачественного оборудования в российских аэропортах случаются уже не первый раз. Так, в аэропорту Пулково пассажирка рейса из Москвы с годовалой внучкой на руках проходила по трапу, и в момент спуска под ней провалился пол. Женщина и ребенок упали с высоты более трех метров. Жизнь полуторагодовалому ребенку спасти не удалось. В ходе проверки выяснилось, что трап оказался самодельным. Отвечающая за обслуживание механизма компания должна была провести плановый ремонт оборудования, заменив износившиеся детали. Однако работники, желая сэкономить, установили неродную опорную ось переходной площадки, что и привело к происшествию.

Реклама

Реклама