22 мая 2018, 01:30

Транссиб: самый дорогой путь для привилегированных особ. На чем ездили императоры в царской России

Читать 360tv в

Ежегодно лишь в Москве строится свыше десятка железнодорожных путей по разным направлениям. Железные дороги оплетают столицу и область словно паутиной. Однако все эти достижения меркнут в сравнении со строительством Транссибирской магистрали в царской России. Тогда за десять лет ценой многих жизней удалось построить путь для поездов, который и ныне считается самым длинным на планете — свыше 28 тысяч километров. Об этом — в материале «360».

Дозревали 30 лет

В 1857 году впервые прозвучала идея о создании железной дороги на сибирских окраинах России, ее высказал генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. Однако к реализации проекта приступили лишь через 30 с лишним лет. В феврале 1891 году министры заявили, что Великий Сибирский путь будет строиться сразу с двух сторон, от Челябинска к Владивостоку.

Реклама

Официальной датой начала строительства Транссибирской магистрали принято считать 31 мая (19 мая — по старому стилю) 1891 года, когда будущий император Николай II заложил первый камень Уссурийской железной дороги. Но на самом деле строительство стартовало еще в начале марта того же года.

Помогала вся Россия

Строительство Транссиба — одна из героических страниц российской истории. Сложнейшие природные и климатические условия мешали людям работать, многие погибали прямо на свежепостеленных путях. Трассу пришлось прокладывать по безлюдной местности и тайге, по рекам и болотам, по озерам и вечной мерзлоте.

Строили, что называется, всем миром. Если в 1891 году к работам были привлечены 9,6 тысячи человек, то в разгар строительных работ — около 89 тысяч человек. Квалифицированных рабочих вербовали по всей Российской империи, сюда же перебрасывали и арестантов. При этом многие из участников великого строительства не были оснащены даже самыми примитивными орудиями труда, да и те, у кого они были, не могли похвастаться какой-то технологической оснащенностью — казалось бы, что можно сделать обычными топором, лопатой и пилой? Однако каждый год Транссиб увеличивался на 500-600 километров.

Одно из самых дорогих мероприятий в истории

Строительство Транссиба потребовало огромных сумм. По предварительным расчетам, стоимость железной дороги оценивалась в 350 миллионов рублей золотом. На деле все оказалось куда дороже: строительство обошлось государству в 2,24 миллиарда рублей, что на современные деньги — около пяти триллионов.

Лучшей дороге — лучший поезд

Одновременно с началом строительства Транссиба перед инженерами Российской губернии была поставлена еще одна глобальная задача: построить престижный семивагонный поезд для императорской семьи. Забежим немного вперед и скажем, что при первых же обкатках стало ясно, что семи вагонов недостаточно, и к ним прибавились дополнительные.

Вагоны в составе располагались по возрастанию значимости. В первом располагалась электростанция и весь обсуживающий ее персонал. Во втором — багаж монаршей семьи. В третьем располагались купе первого и второго классов, в которых в свободную минутку отдыхала прислуга. Четвертый вагон вмещал первых лиц царской свиты, а пятый — министр Императорского двора, лейб-медик и начальник охраны. Одно купе всегда держали в запасе.

Шестой вагон был отдан дамам — фрейлинам, камеристкам и прислуге фрейлин. Особенностью этого вагона стали особые туалетные комнаты в каждом из купе, а также дополнительный туалет для служанок фрейлин.

Седьмой вагон размещал в себе детей великокняжеской семьи. Здесь располагались пять купе: для будущего Николая II, для князя Михаила Александровича и его гувернера, для великого князя Георгия Александровича. Вагон оснащался двумя туалетами.

Два следующих вагона назывались императорскими. Один из них считался спальным: вагон полностью был обит сафьяном и хорошо освещался с помощью трех окон. Здесь располагалось все необходимое для отдыха императора и его супруги: софа, письменный стол, туалетный столик, умывальник, отдельные туалетные комнаты и даже гардеробная. Второй императорский вагон был полностью отведен под рабочий кабинет и салон.

В десятом вагоне располагалась императорская столовая, здесь обедать могли только члены царской семьи.

Два последних замыкающих вагона считались хозяйственными и включали в себя кухню, купе для поваров и официантов.

Позже к составу был пристегнут еще один вагон, 13-й, который использовался как церковь.

Реклама

Реклама