24 октября 2018, 14:07

«Транспортная сеть в городе больна». Эксперты — о причинах ЧП в римском метро

Читать 360tv в

Около 30 человек пострадали из-за поломки эскалатора на станции «Репубблика» в Риме. Большинство — болельщики ЦСКА, приехавшие на матч с «Ромой». Они якобы прыгали на эскалаторе, что и привело к трагедии. Опрошенные «360» эксперты заявили, что подъемники должны выдерживать «любые нагрузки», если их вовремя обслуживать. А с этим в Риме проблемы: муниципальная транспортная служба Atac — банкрот.

Транспортный банкрот

Футбольный комментатор Георгий Черданцев заявил, что эскалатор на римской станции метро «Репубблика» не мог сломаться из-за прыжков болельщиков ЦСКА. По его мнению, причина кроется в отсутствии средств на ремонт у обслуживающей компании-банкрота.

Состоянием городского транспорта, а также пассажирскими перевозками в Риме ведает муниципальная транспортная служба Atac.

«Ежемесячно на всех станциях, в том числе и „Репубблике“, проводятся проверка и обслуживание эскалаторов. Срок службы подъемников около 30 лет. Эскалаторы на „Репубблике“ относительно новые, им нет и 10 лет. Каждые три месяца они проходят капремонт и цикл испытаний. Ежемесячно, помимо чистки и смазки, выполняется проверка устройств безопасности, управления, регулирования скорости эскалатора и устройств», — цитирует LazioChannel.it слова представителя пресс-службы Atac.

Правда, итальянскую организацию по защите прав потребителей Codacons эти заверения не удовлетворили. Ее представители уже заявили, что обратятся в прокуратуру с просьбой провести внеплановые проверки в подземке. Впрочем, в прокуратуре, сообщила итальянская газета Leggo, уже начали расследование инцидента. Внутреннюю проверку проведут и в транспортной службе. Atac и прокурорские работники оценят исправность устройств эскалатора, чтобы выяснить, могли ли прыжки болельщиков вызвать внезапное ускорение подъемного механизма и его разрушение.

Кроме того, пишет местное издание Wanted in Rome, Atac имеет настолько затяжные и глобальные проблемы, что 11 ноября римляне выйдут на референдум о приватизации городской службы. В настоящее время долги управляемой городом Atac превысили 1,3 миллиарда евро.

«Транспортная сеть в городе больна, она страдает от забастовки, неявки работников и износа автопарка. Ее автобусы загораются в процессе эксплуатации», — пишет одна из римских газет.

При этом городские власти надеются спасти компанию, поэтому в январе 2017 года приняли постановление о продлении срока действия договора службы, который истекает в 2019-м, еще на четыре года — до 2021-го. Власти пояснили, что решение должно дать компании возможность наладить финансовые дела. В июле бизнес-план Atac был одобрен судом по делам о банкротстве. Инстанция постановила временно запретить кредиторам требовать оплату и предоставила компании время для реструктуризации.

Правильная эксплуатация

Президент Метрогипротранса Николай Шумаков напомнил, что метрополитен — это транспортная система повышенной опасности. Поэтому для подземки действуют очень жесткие нормы эксплуатации и установки эскалаторов. Поэтому, заявил он «360», подъемники должны выдерживать любые нагрузки — от толпы туристов с чемоданами до прыжков футбольных фанатов. А чтобы не было несчастных случаев, отметил эксперт, необходимо своевременно проводить проверки и ремонтные работы.

«Любое проявление: заполненный или полузаполненный эскалатор, бегущие, стоящие или прыгающие люди, — все системы и узлы эскалаторов должны выдержать любую нагрузку. У нас, в Москве, так оно и есть. Более того, эскалаторы должны нормально эксплуатироваться. Если к этим машинам никто никогда не подходит (с ремонтными работами — прим. ред.), то будут и обрывы цепей, и все что угодно», — пояснил он.

Необходимо вести ежедневный мониторинг состояния систем, добавил Шумаков. В частности, такое наблюдение непрерывно осуществляется в столичной подземке.

Неубедительная версия

По российскому законодательству, сообщил «360» вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров, срок службы эскалатора — 20 лет, если иное не установлено производителем. Сотрудники специализированной экспертной организации, внесенной в реестр Ростехнадзора, проводят серьезные проверки не реже раза в год.

«Если говорить о трагедии в Риме, то там, скорее всего, произошел обрыв или разрушение тягового элемента. То есть нарушилась связь между полотном и двигателем, приводящим его в движение. И под действием силы тяжести полотно понеслось вниз. Поскольку на нем стояли люди, на наклонной направляющей эта нагрузка привела к постоянному увеличению скорости», — пояснил он.

У каждого эскалатора есть своя расчетная грузоподъемность. С ее помощью вычисляется, сколько человек должно стоять на каждой ступени рабочей полосы: от верхней высадочной до нижней площадок. Проектируя устройства для передвижения людей, грузоподъемность берут с большим коэффициентом запаса. Эксперт напомнил о версии итальянских служб, что вероятной причиной поломки тягового элемента стало динамическое воздействие из-за прыжков двух десятков пассажиров.

«Можно, конечно, просчитать, какую нагрузку можно создать таким импульсом. Но сложно представить себе число людей, которые должны подпрыгнуть и приземлиться в одно и то же мгновение, чтобы создать разрушительный импульс. По моему инженерному опыту, при нормальном обслуживании и расчете эскалаторов десятикратного запаса прочности вполне хватит, чтобы выдержать такую динамическую нагрузку», — отметил Захаров.

Почему не остановили

По выложенному в интернете видеоролику, добавил эксперт, невозможно определить, что именно стало причиной нарушения работы тягового механизма, но видно, что полотно просто скатывается вниз под своим весом и тяжестью стоящих на нем людей. А это, по мнению Захарова, является следствием обрыва, разрушения или отсоединения ленты от тяговой цепи.

«Эскалатор стал неуправляемым. Механические и электрические устройства уже не могли его остановить из-за разрыва связи между тяговым элементом и полотном», — заявил эксперт.

Говоря о возможном виновнике происшествия, Захаров отметил, что с инженерной точки зрения безопасность эскалаторов и их узлов всегда просчитывается на «ситуацию дураков» — то есть людей, нарушающих правила использования. И этот фактор как раз и предусматривается запасом прочности.

«На мой взгляд, проблему надо искать в обслуживании или недосмотре. Все устройства должны обслуживаться согласно соответствующим нормам и требованиям. Только их полное соблюдение обеспечит безопасность пассажиров. А любое отклонение от требований производителя снижает ее», — заключил он.

Реклама

Реклама