• 27 августа 2018, 16:15

    Такси‐беспилотники и летающие автомобили. Японцы создают транспорт будущего

    Япония готовится принять летнюю Олимпиаду-2020. В преддверии соревнований власти решили создать автомобили, способные перевернуть представление о транспорте. Уже сейчас добровольцы тестируют беспилотные такси на улицах Токио. А вскоре пересядут на первые летающие машины, для которых даже напишут отдельный регламент. Окажутся ли автомобили будущего безопасней современных и появятся ли они в России, разбирался «360».

    Водители не нужны

    Испытания беспилотников начались 27 августа. Пока машины катаются по одному и тому же маршруту протяженностью 5,3 километра. Они возят пассажиров между районами Отэмати и Роппонги. За день беспилотник на базе минивэна Toyota совершает по четыре рейса в оба конца.

    Право протестировать автомобили заслужили добровольцы, которые прошли отбор в июле текущего года. При этом каждый проезд оплачивается согласно фиксированному тарифу: 1500 иен (913 рублей) за поездку.

    В целях безопасности вместе с пассажиром в салоне авто присутствует и водитель. Его задача — в экстренной ситуации взять управление на себя. Но когда ничто не предвещает аварии, он полностью полагается на автопилот: с поворотами и перестраиванием такси справляется без помощи человека.

    Наличие водителя — мера временная. Эксперимент, который продлится до 8 сентября, нацелен на решение проблемы нехватки шоферов. В случае успеха испытаний беспилотные такси начнут курсировать в Токио уже к началу Олимпийских игр, сообщили в таксомоторной компании Hinomaru Kotsu. Она тестирует новые машины совместно с фирмой ZMP.

    Движение вверх

    В развитии транспорта японцы решили пойти дальше и подняться выше магистралей и эстакад. Наряду с беспилотниками они разрабатывают летающие автомобили. Создание новых поколений экологически чистых машин поддерживается на государственном уровне. В прошлом году власти выделили на разработки порядка 2,85 триллиона иен (25 миллиардов долларов) — рекордная сумма за всю историю исследований.

    Сеть летающих такси, которую планируют сформировать к главным играм четырехлетия, обойдется в 40,4 миллиона долларов. Деньги потратят на разработку высокоэффективных солнечных батарей и инновационных двигателей.

    О серьезных намерениях в области развития нового транспорта власти Японии заявили еще в июле 2018 года. Тогда же встал вопрос и о необходимости создания отдельного регламента для машин будущего. Составлением правил движения летающих автомобилей, по данным Bloomberg, займется специальный комитет, в состав которого вошла 21 компания, включая Airbus, Boeing, Toyota, Japan Airlines и Uber Technologies.

    Участники комитета должны будут написать новые ПДД в течение 10 лет. Первое заседание запланировано на 29 августа.

    Поначалу летающие автомобили будут использовать во время стихийных бедствий. Они смогут доставлять людей из одного населенного пункта в другой в случаях, когда дорога повреждена или разрушена землетрясением. Ожидается, что это ускорит разработку нормативной базы для летающих автомобилей частного пользования.

    Власти уверены, что летающие автомобили и аэротакси ускорят перевозки пассажиров и помогут забыть о пробках.

    Реальность или красивая идея?

    Ничего не выглядит невозможным. Но вопрос, сколько лет это займет

    Роман Гуляевавтоэксперт.

    Власти Японии рассчитывают, что к 2030 году каждая пятая машина будет ездить хотя бы частично без участия водителя. Возможно, в другой стране подобные планы сочли бы невыполнимыми. Однако народу, создавшему высокоскоростные поезда, десятки роботов и космических дронов, трудно не верить.

    По словам автоэксперта Романа Гуляева, создание подобных технологий, как и их появление за пределами Японии, лишь вопрос времени. Например, на грядущем автосалоне в Москве свои беспилотные решения представит «Яндекс».

    Предугадать заранее, насколько безопасными будут автомобили нового типа, непросто. По словам Гуляева, до тех пор, пока беспилотники не вытеснят обычные автомобили, риск экстренных ситуаций сохранится. Поэтому решение японцев оставить водителей в салоне беспилотника в первое время эксперт назвал верным.

    Партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт и автообозреватель Вести.FM Игорь Моржаретто напомнил «360», что, несмотря на разработки беспилотных автомобилей в Японии и США, ни в одной стране пока нет полноценного законодательства, учитывающего особенности подобного транспорта.

    Не очень понятно, можно ли их выпускать на обычные полосы, или создавать специальные, как для общественного транспорта. Но работа идет, и, я думаю, лет через 10 это станет реальностью в крупных городах мира. И совершенно не исключено, что дело доберется и до Москвы. Мы в принципе нисколько не отстаем от мировых тенденций, а где-то даже опережаем

    Игорь Моржареттоавтоэксперт.

    Автообозреватель считает, что беспилотники безопаснее обычных автомобилей. Он убежден, что с появлением новых машин количество аварий значительно сократится. Что касается летающих машин, они, по словам Моржаретто, технически существуют уже сегодня, однако обозначить их плюсы и минусы пока трудно.

    «С одной стороны, красивая идея: поехал, а потом взлетел. С другой стороны, те автомобили, которые сейчас есть, они непонятно зачем. Для их взлета нужна отдельная полоса, а скорость, которую они развивают, не отличается от той, что на земле», — подытожил эксперт.