Черная субстанция. Почему долгожданный «Веном» c Томом Харди оказался так плох | 360°

04 октября 2018, 19:36

Черная субстанция. Почему долгожданный «Веном» c Томом Харди оказался так плох

Читать 360 в

​Монстр-весельчак Веном — один из самых колоритных суперзлодеев вселенной комиксов Marvel. Фанаты много лет ждали, когда он вытянет джекпот и получит собственный блокбастер. Так и произошло: студия Sony, бюджет 100 миллионов долларов и Том Харди в главной роли. Почему эти составляющие успеха не спасают зрителей от разочарования?

Есть старый анекдот про трейлеры больших голливудских фильмов: достаточно посмотреть пару таких видеороликов, и на саму картину уже можно не ходить — вы и так увидели все лучшие моменты. Однако в каждой шутке лишь доля шутки, это подтверждает последняя экранизация вселенной Marvel.

Реклама

У «Венома» было несколько трейлеров, каждый из которых подогревал ожидания фанатов. Дерзкий, резкий, со своеобразным чувством юмора и яркой харизмой — суперзлодей родом из комиксов о «Человеке-пауке», казалось, мог затмить даже Спайди. Выход фильма на киноэкраны развеял паутину ложных надежд.

Токсичное кино

Сюжет на первый взгляд напоминает не супергеройские комиксы, а классические фильмы ужасов. Суперсила центрального персонажа появляется не в результате неудачного эксперимента или мутации, а через подселение в организм человека симбиота — неприятной на вид черной субстанции, которая на самом деле то ли разумный вирус, то ли паразит инопланетного происхождения.

Звучит как начало «Чужого» или «Нечто», но на практике выглядит совсем нестрашно. Несмотря на все усилия сценаристов, у них не выходит даже разбитной кинотрэш в стиле «Дэдпула», не говоря уже о более сильных картинах. Больше всего в «Веноме» раздражает вторичность. Кажется, все лучшие моменты и правда попали в трехминутный трейлер — остальные два часа напоминают очередную серию «Человека-паука», только с героем в черном костюме и зубастой пастью.

Чем больше журналист Эдди Брок старается быть непохожим на Питера Паркера, тем меньше ему это удается. Не помогают и другие персонажи — и критики, и зрители практически единодушно возмущаются ходульными образами злодея-доктора и подруги Брока в исполнении замечательных актеров Риза Ахмеда и Мишель Уильямс. Особенно достается последней: 38-летнюю актрису, которая четыре раза номинировалась на «Оскар», зачем-то нарядили в костюм японской школьницы, но забыли дать хотя бы одну приличную реплику, не считая короткой шутки о феминизме.

Cуперспособности тоже не впечатляют. Злодей-герой быстро бегает, далеко прыгает, сильно кусается и практически неуязвим — сложно придумать более стандартный набор. Единственная по-настоящему сильная сторона Венома — его носитель.

Том Харди — большая голливудская звезда и не уступает Райану Рейнольдсу в обаянии и уровне актерской игры. Но для оживления вязкой черной субстанции «Венома» этого, к сожалению, не хватает. Спецэффекты, сцены погонь и стычек сделаны на самом высоком уровне, но откровенно слабый сюжет тянет картину на дно, где его ждут десятки аналогичных фильмов-аттракционов.

«Веном» отражает дословный перевод своего названия — отрава. Он токсичен в самом плохом смысле слова, как будто вирус, изменивший главного героя, так же сильно повлиял на авторов фильма, но только в обратную сторону. Вместо того чтобы смотреть вперед, они собрали самые пыльные киноштампы жанра и вылепили из них максимально предсказуемый и скучный фильм, в котором Уильямс и другим талантливым актерам просто нечего делать. Могло ли выйти иначе?

Фильм-паразит

Главный недостаток «Венома» — год выпуска. Лет 20 назад он смотрелся бы свежо и остроумно, но в наше время фильмов о супергероях стало так много, что даже классические франшизы претерпевают серьезные изменения. Изрядно надоевшие схватки между абсолютным добром и тотальным злом стараются разбавить иронией и новым прочтением старых историй.

«Веном» же не замечает происходящих вокруг изменений и идет по накатанным рельсам старого как мир комиксов сюжета. Даже главная фишка фильма — омерзительный пришелец, питающийся живой плотью, — через несколько дней на Земле становится стандартным «хорошим парнем».

Фильм могло бы спасти более глубокое погружение во вселенную Marvel. «Пасхалки» вроде появления других супергероев помогают созданию правильного контекста, но «Веном» словно находится в вакууме. Может, помешал вопрос авторских прав или другие причины, но только симбиот объединяет киноленту с породившей ее традицией.

Сюжет позволяет отнести «Веном» к поджанру фантастических картин о существах, подчиняющих или убивающих человека изнутри. Однако и на этом поле есть более интересные образчики жанра. Например, недавно вышедший «Апгрейд».

Сыгравший в нем главную роль Логан Маршалл-Грин внешне похож на Тома Харди. То же можно сказать и о сюжете: герой фильма приобретает сверхспособности с помощью импланта, на котором находится таинственный киберразум «Стэм». Герой не подозревает, что за приобретенный дар ему придется заплатить дорогую цену.

На этом сходство кончается — «Апгрейд» гораздо более мрачное и оригинальное кино, умная антиутопия, показывающая столкновение технологий и человечности через призму конфликта носителя и его «симбиота». Его бюджет составил менее пяти миллионов долларов, а рейтинг на сайте RottenTomatoes (он отражает мнение кинокритиков) — 87%. Рейтинг «Венома» на том же сайте — всего 28% и продолжает падать.

Большие деньги и громкие имена перестали быть залогом успеха. Чтобы в наши дни снять супергеройское кино, которое не забудут через пять минут после выхода из кинотеатра, уже недостаточно паразитировать на заезженных штампах кинокомиксов, переснимая их с использованием современных технологий. Ведь они не заменят главного — хорошо написанного сценария с неожиданными поворотами сюжета.

Реклама

Реклама