08 ноября 2018, 17:04
«Тотальный рост цен на все». К чему приведет повышение стоимости бензина на АЗС для корпоративных клиентов
Российские АЗС начали повышать цены на горючее для своих корпоративных клиентов. Крупные автозаправочные сети отменили скидки для своих постоянных покупателей или ввели плату за пользование топливными картами. При этом с начала года средний чек на заправках и так вырос на 10%. По мнению экспертов, скрытое повышение цен на топливо приведет к тому, что все товары для россиян подорожают.
Российские нефтяники нашли новый способ повысить цены на топливо в условиях заморозки розничной стоимости горючего. Несколько сетей бензоколонок начали ухудшать положение корпоративных клиентов. Как сообщили «Коммерсанту» источники в отрасли, АЗС стали вводить наценки для держателей топливных карт.
Реклама
По данным издания, первой дополнительную плату за пользование такого рода картами ввела «Газпром нефть». Она объяснила происходящее нестабильной ситуацией на рынке и ввела «сервисный сбор за пользование топливной картой». В результате бизнес вынужден будет платить за дизельное топливо на 5% больше, а за бензин — на 1%.
Вслед за топливным концерном похожие меры начали принимать и другие нефтяные компании. Так, по данным источника «Коммерсанта», скидки на топливо по корпоративным картам отменили в «Роснефти». В то же время в «Лукойле» привилегии остались, но условия по топливным картам ухудшились.
Нефтяные компании действительно начали усложнять жизнь в корпоративном сегменте, подтвердил «360» президент Независимого топливного союза Павел Баженов. «В основном таким способом сократить издержки пытаются вертикально интегрированные нефтяные компании. Они понимают, что открыто повысить цену в рознице невозможно, поэтому действуют обходными путями, перекладывая убытки на менее социально значимую клиентуру», — подчеркнул собеседник «360».
Между тем цены на автомобильное топливо, которые правительству удалось заморозить летом, недавно начали расти. По данным Росстата, за последнюю неделю бензин в среднем по России подорожал на 0,1% и стоит 43,39 рубля за литр. Всего же с начала октября стоимость горючего увеличилась на 0,4%. Дизель за первые три недели октября прибавил 0,8% — 44,95 рубля за литр. При этом с начала года цена бензина взлетела на 9,3%, а на дизельное топливо — на 10,9%.
Тотальная «заморозка»
Экономический блок российского правительства продолжает вводить новые меры в попытках удержать цены на горючее. Так, в конце августа власти, посовещавшись с нефтяниками, решили установить максимальный лимит мелкооптовых цен. Нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) договорились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018-го. Также большую часть топлива независимым НПЗ нефтяники пообещали продавать по прямым внебиржевым контрактам. В свою очередь объем продаж на бирже сведен к 10% бензина и 5% дизтоплива.
Однако в сентябре стоимость бензина у производителей выросла сразу на 10%, а с начала года — на 26%. При этом производственные мощности сократились на 11% по сравнению с августом: в сентябре предприятия выпустили всего три миллиона тонн бензина. В результате за последнюю неделю октября для оптовиков стоимость АИ-92 выросла на 216 рублей за тонну и превысила отметку в 50 тысяч рублей. Цена АИ-95 увеличилась на 201 рубль за тонну — до 56,5 тысячи рублей.
Меры правительства по заморозке вкупе с ростом оптовой стоимости топлива вынуждают заправки повышать розничные цены, считает глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. По его словам, владельцы АЗС в новых условиях пытаются любыми способами сократить свои издержки.
Оптовые цены у нас таковы, что розничный рынок работает в убыток у всех. И у нефтяников, и у независимых. Те предприятия, которым раньше давали скидку на топливо при оптовых закупках, теперь получили надбавку в размере 5%. Вот, пытаются каким-то образом скомпенсировать
По мнению главы РТС, сейчас на рынке наблюдается тотальный рост цен на бензин, который в перспективе ударит по перевозчикам. Соответственно, из-за увеличения издержек на доставку, большинство товаров для россиян в итоге прибавит в цене. «Рост стоимости грузоперевозок может разогнать инфляцию, поскольку логистическая составляющая всегда включена в конечную стоимость товара. В результате за товары и услуги россияне вынуждены будут платить больше», — заметил собеседник «360».
Впрочем, в этом году серьезного роста цен на топливо ждать не стоит, считает Павел Баженов. По его словам, стоимость горючего у независимых АЗС может даже несколько подешеветь. «Рост топливных цен в пределах 1,5-2% состоится в январе 2019 года из-за повышения НДС, а затем показатель будет расти в рамках инфляции», — уверен собеседник «360».
При этом серьезно подстегнуть рост цен на топливо может уход с рынка части независимых АЗС. «Если произойдет вымывание независимой розницы, то стоимость бензина и дизеля резко пойдет вверх, поскольку крупные сети начнут диктовать свои цены», — предупреждает Баженов.
Согласно данным НТС, в России около 15 тысяч заправок (60% от общего числа) принадлежат независимым трейдерам. В случае ухода частных сетей с рынка государство недополучит 165 миллионов рублей в виде налоговых отчислений.
Реклама
Реклама