• «То, что происходит — слишком неадекватно». Как смерть Юлии Началовой породила феномен

    Известие о кончине 38-летней Юлии Началовой разлетелось по всем СМИ, обогнав по просмотрам многие важные мировые новости, и, словно вирус, породило сотни новостных сюжетов на эту тему. Эксперты из мира медиа и психологи попытались объяснить «360», почему смерть певицы, о которой мало кто вспоминал еще неделю назад, стала самой читаемой новостью недели.
    «То, что происходит — слишком неадекватно». Как смерть Юлии Началовой породила феномен

    Почему умерла Юлия Началова

    11 марта Юлию Началову доставили в московскую больницу в тяжелом состоянии. Через пять дней ей сделали операцию на ноге и подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. В тот же день, 16 марта, певица умерла. Причиной смерти, по предварительным данным, стала острая сердечно-сосудистая недостаточность, сопровождающаяся отеком легких. Ее лечащий врач рассказал журналистам, что Началова скончалась из-за «роковой случайности»: она просто натерла ногу, но в рану попала инфекция, которая потом привела к гангрене.

    В четверг, 21 марта, исполнительницу похоронили на Троекуровском кладбище Москвы. Проводить Юлию Началову в последний путь пришли сотни людей, в результате чего на протяжении нескольких часов не иссякала очередь из желающих проститься.

    Вопрос о причинах смерти певицы в столь молодом возрасте волновал многих россиян, которые стали примерять ситуацию на себя и своих близких, рассказал «360» профессор и психолог Андрей Зберовский.

    «Когда умирают мэтры, которым по 70-80 и более лет, людям это кажется понятным, логичным, хоть и печальным событием. Но когда вдруг человек умирает в самом расцвете, люди сразу на себя примеряют данное событие. Думают, что и они в свои 20-30 лет не застрахованы от страшных событий. Это — беспокойство за собственную жизнь, жизнь детей, которым может быть столько же лет. Этот феномен изучен психологами и вполне понятен для науки», — сказал Зберовский.

    «То, что происходит — слишком неадекватно». Как смерть Юлии Началовой породила феномен | Изображение 1
    Источник фото: Wikimedia

    Дополнительным фактором стало то, что Юлия сама по себе была обаятельной девушкой, пояснил эксперт. Вокруг нее не возникало скандалов, в отличие от некоторых звезд, «гремящих в СМИ выпячиванием роскоши и своего скверного характера». Позитивный образ певицы вызывал большее сочувствие, жалость и искреннее сожаление.

    «Ну и третье: у нее осталась 12-летняя дочь, которая уже была показана обществу. Когда люди представляют себе ребенка, который остался без мамы, когда они его визуализируют, то уровень симпатии становится гораздо выше к его маме. Все эти три фактора слились воедино, поэтому кончина Юлии заслуженно вызывает огромный общественный резонанс», — добавил психолог.

    Однако есть и те, кто просто интересуется новостями о смерти и болезнях знаменитостях. По словам Зберовского, это мнительные люди с повышенной тревожностью, которые с большим вниманием относятся к своего здоровью. Они читают подобные материалы, чтобы избегать подобных происшествий в собственной жизни, подчеркнул психолог.

    Феномен смерти

    От небывалого интереса людей к смерти Юлии Началовой выиграли в первую очередь СМИ. В эти дни трафик новостных сайтов достигал рекордных уровней. Так, например, число просмотров «Комсомольской правды» в день кончины певицы выросло почти на 50%, признался «360» главный редактор газеты Владимир Сунгоркин.

    Это в свою очередь побудило прессу выдавать больше материалов, связанных со смертью Началовой. В частности, «Газета.ру» 16 марта выпустила 178 заметок по данной теме и даже вела онлайн-трансляцию в день смерти исполнительницы. Это принесло сайту шесть миллионов просмотров, сообщил Telegram-канал «Солнечный шторм».

    «То, что происходит — слишком неадекватно». Как смерть Юлии Началовой породила феномен | Изображение 2
    Прощание с Юлией Началовой. Источник фото: РИА «Новости»

    «У меня нет какого-то внятного объяснения этой истории, но подтверждаю, что этот феномен смерти Юлии Началовой действительно возник. На мой взгляд, то, что происходит — слишком неадекватно. Что-то подобное было, когда умерла Жанна Фриске. Тоже был очень большой взлет в СМИ. Резонанс сильнее, когда умирают молодые артисты», — сказал Сунгоркин в комментарии «360».

    Он отметил, что Фриске и Началова обе были достаточно молоды, обе были эффектными женщинами и умирали не внезапно, а в результате продолжительного периода. Это подогревало интерес, поскольку в российском обществе есть общий тренд на недоверие, в том числе к медицине.

    «Мы вообще недоверчивая страна и многие хотят понять, почему же она все-таки умерла. Ведь у каждого есть дети, внуки, мужья, жены того же возраста. Не могли же они просто так умереть, значит что-то не так было с медициной. Это привело к небывалому всплеску в интернете», — отметил журналист.

    При этом Сунгоркин не стал осуждать СМИ, которые активно муссируют тему смерти Началовой. Он пояснил, что издания выдают именно то, что волнует читателей. Кроме того, пресса обязана ловить общественный интерес, а повлиять на читателя журналисты едва ли способны.

    «Я бы не преувеличивал способность прессы влиять. Если читателю неинтересно, я хоть 400 новостей напишу — он их все пропустит», — пояснил Сунгоркин.

    «То, что происходит — слишком неадекватно». Как смерть Юлии Началовой породила феномен | Изображение 3
    Юлия Началова с дочерью. Источник фото: Instagam

    Любовь посмертно

    Продюсер Иосиф Пригожин в разговоре с «360» признался, что испытывал смешанные чувства, наблюдая всплеск интереса к личности Началовой. По его мнению, эта бешеная разница между уровнем популярности до и после смерти певицы говорит о ее недооцененности.

    «Мы не ценим людей при жизни, пренебрегаем и игнорируем их. А сейчас — это последняя дань уважения что ли. Надо просто уважать людей при жизни и делать все, что возможно для них. Особенно для творческих людей. Юлия была действительно очень добрым, отзывчивым человеком, но вы даже не представляете, и не один зритель не представляет, количество унижений, трудностей, сложностей, через которые проходит артист», — сказал продюсер.

    По мнению Пригожина, Началовой для большой популярности при жизни не хватало лишь шлягера, при этом у всех она вызывала только симпатию. Он также добавил, что у артистов прошлых эпох нет никаких шансов добиться такого же всплеска любви и интереса к своей персоне при жизни.

    «Вариант — только умереть, тогда будет самое выгодное восприятие. Эта разница в отношении говорит о том, что Юлия, как и Децл, Мурат Насыров, Батыр Шукенов и другие, были недооценены обществом», — заключил Пригожин.