Тихий омут. Бесшумная подлодка «Алроса» усилит Балтийский флот | 360°

14 августа 2018, 18:03

Тихий омут. Бесшумная подлодка «Алроса» усилит Балтийский флот

Читать 360 в

Многоцелевая дизельная подводная лодка «Алроса» не вернется в Черное море после ремонта. Единственная в мире подлодка с водометным движителем продолжит службу уже в Балтийском флоте, где, как пишут «Известия», почти не осталось других субмарин. «360» выяснил, почему самая бесшумная среди отечественных подлодок типа «Варшавянка» оставила Севастополь.

Уникальная в своем роде

Строить «Варшавянки» начали в 1980-х годах. Тогда подлодки, которые собирали на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, готовили на экспорт в страны Варшавского договора — отсюда и официальное название проекта. Впрочем, есть и неофициальное — «Черная дыра». Прозвище, полученное за высокую скрытность, используют в НАТО. Это что-то вроде сравнения с тихим омутом и способностью обмануть ожидания.

Модернизированные «Варшавянки» строят и сегодня. Они есть на вооружении России, Китая, Алжира и Вьетнама.

«Алросу» заложили 17 мая 1988 года под номером 607. Она создавалась по проекту 877В, по которому лодку оснастили водометной насадкой вместо гребного винта. Других подобных кораблей позже так и не появилось.

Экипаж «Алросы» сформировали через год после начала строительства. Уже в сентябре 1989-го ее спустили на воду, а спустя пару месяцев субмарина перешла в Черное море по внутренним водным путям.

Служба на южных рубежах

С конца декабря 1990 года «Алроса» базировалась в Южной бухте Севастополя. До 1992-го подлодка выполняла задачи боевой службы. Затем на протяжении четырех лет она не выходила в море — не было аккумуляторных батарей.

В состав российской части ЧФ субмарина вошла в 1997 году. Тогда же акционерная компания «АЛРОСА» заключила договор с ветеранами ВМФ и взяла шефство над лодкой. 

В 1998-м корабль отправили на ремонт, однако даже тогда он не покинул Севастополь. В 2003-м субмарина снялась в российской картине о подводниках «72 метра», а спустя год лодке присвоили название Б-871 «Алроса».

Акваторию Черного моря «Алроса» впервые оставила в 2011-м. После учений, которые проходили у побережья Испании, она совершила переход на Балтику, где пробыла до сентября 2012 года.

До 2013 года подводный корабль оставался единственной боеспособной российской подводной лодкой на Черном море. Затем в этот же регион прибыли еще шесть современных подлодок. Однако их появление не означало конец эпохи «Алросы». Бесшумной субмарине предстоял плановый ремонт, после которого она должна была вернуться на прежнее место службы. Но этого не случилось.

Курс на Балтику

До недавнего времени у Балтфлота было всего две субмарины проекта 877. Это советские «Дмитров» и «Выборг», входящие в состав дивизиона подводных лодок с местом базирования в Кронштадте. Последнюю планируют передать парку «Патриот». Туда же вслед за ней отправятся и ракетный катер Р-47 вместе с эсминцем «Беспокойный». При таком раскладе перевод «Алросы» в Балтийский флот выглядит своевременным.

Вооруженная торпедами и средствами ПВО подлодка прежде всего нужна для боевой подготовки военных кораблей. Ее включат в состав Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы Балтфлота. По данным Главкомата ВМФ РФ, чуть позже субмарину отправят на модернизацию.

Военный эксперт Алексей Леонков уверен, что смена региона «Алросы» связана в том числе и с политической обстановкой в мире. По его словам, Балтийское море «давно перестало быть спокойным».

Балтийский флот находится на передовых рубежах. И непосредственно граничит со странами блока НАТО. В последнее время в этом регионе участились не только военные учения различного характера, но и активность кораблей стран НАТО и авиационных комплексов

Леонков подчеркнул, что пока бесшумная субмарина базировалась на Черном море, она олицетворяла подводный флот юга России. Хотя в истории субмарины, созданной в последние годы существования Советского Союза, был момент, когда часть команды попыталась захватить лодку. Это случилось 13 марта 1992 года.

«Хотели, чтобы экипаж присягнул Украине. Но это пресекли», — рассказал Леонков.

Военный эксперт отметил, что функционал тех лодок, которые недавно появились в регионе, позволяет охранять рубежи без «Алросы». При этом 30-летняя субмарина ни в чем им не уступает. На ее вооружении шесть носовых торпедных аппаратов и переносные зенитные ракетные комплексы.

«Это классическая подводная лодка, но для усиления Балтийского флота она подойдет. Скорее всего, после ремонта на ней поменяют торпеды — поставят более современные», — заключил Леонков.

Реклама

Реклама