• 14 июня 2019, 00:01

    Территория подростков. Почему Роскомнадзор заинтересовался сервисом TikTok

    Глава Роскомнадзора Александр Жаров сообщил, что уже в этом году ведомство проверит соцсеть TikTok на соблюдение российского законодательства. Власти некоторых стран уже предъявляли сервису определенные претензии.
    Территория подростков. Почему Роскомнадзор заинтересовался сервисом TikTok

    Об этом Жаров сообщил РИА «Новости» в кулуарах ПМЭФ-2019.

    «Проведем (проверку — прим. ред.), конечно, посмотрим, поищем… Я уже думал об этом, надо внимательнее на данный сервис посмотреть», — сказал глава Роскомнадзора.

    Пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский сообщил ТАСС, что контент соцсети будет проверяться в течение месяца.

    «Роскомнадзор приступил к комплексному анализу контента сервиса TikTok на предмет наличия детской порнографии и другой запрещенной в России информации. <…> Систематическое наблюдение продлится не менее месяца», — сказал он.

    Ампелонский уточнил, что поводом для проверки стали как обращения обычных граждан, так и сообщения СМИ.

    «В этих обращениях нам сигнализируют о наличии в TikTok прежде всего откровенных видео с участием несовершеннолетних. Мы намерены на экспертном уровне установить, соответствует ли такой контент границам дозволенного, которые определены в законе», — пояснил он.

    Популярный сервис изначально планировался как платформа для публикации видеороликов и караоке и назывался Douyin. В 2017 году компания купила приложение Musical.ly. Объединенный продукт получил название TikTok. Почти сразу на YouTube началась довольно агрессивная реклама. Сейчас сервис считается одним из самых популярных в мире. Аудиторию за редким исключением составляют молодые люди до 19 лет.

    Сервис предлагает пользователям выкладывать короткие видео. Там можно общаться с другими тиктокерами и ставить лайки. Именно они могут поднять обычного юзера до заоблачных высот популярности. Самое главное — выкладывать их как можно чаще.

    Славится сеть как источник мемов и челленджей. Сервис исключительно развлекательный, здесь нет места политике или каким-то серьезным проблемам. Тут нет рекламы — только песни или пародии.

    Пользователь снимает короткое видео — от 15 до 60 секунд, встраивает в него музыку со своего устройства, добавляет спецэффекты и маски. Есть фильтр красоты лица, который позволяет убрать дефекты. Ролик можно замедлить или ускорить. Созданным клипом можно поделиться в Instagram или YouTube.

    Из-за того, что аудиторию сервиса в основном представляют подростки, контент на TikTok более взрослые пользователи характеризуют коротко и ясно: «испанский стыд». Но поклонникам платформы нравится, что можно чудить и кривляться, хихикать над такими же безыскусными роликами сверстников и не особенно заморачиваться над тем, совпадает ли артикуляция со словами песенки, сопровождающей видео.

    Но скопление юных пользователей привлекает и определенную категорию людей, которую родители подростков не желают видеть рядом со своими детьми ни при каких обстоятельствах.


    Собственно, именно за поощрение педофилии и распространение порнографии был запрещен TikTok в Индии. По решению суда его изъяли из приложений Google и Apple, дабы положить конец доступу «сексуальных хищников» к детям.

    По некоторым данным, в Индии TikTok в прошлом году был загружен более 240 миллионов раз. В 2019-м — уже более 30 миллионов раз. Ревнители благочестия не смогли предъявить суду ролики с порнографическим содержанием, но скудно одетых подростков, танцующих и поющих под мировые хиты, было сколько угодно.

    Представители компании в своем обращении в Верховный суд подчеркнули, что очень незначительную часть контента TikTok можно назвать неуместной или непристойной. Но требования властей они выполнили, после чего блокировка сервиса была снята.

    Гораздо жестче с приложением обошлись в США. Еще со времен слияния с Musical.ly сервис при регистрации требовал указать личные данные: от адреса электронной почты до номера телефона и имени пользователя.

    Федеральная торговая комиссия США (FTC) обвинила компанию в нелегальном сборе данных несовершеннолетних пользователей, причем без ведома и согласия родителей. Кроме того, были отмечены попытки взрослых людей связаться с подростками с использованием функции, позволяющей находить других тиктокеров в радиусе 50 миль.

    Сервис TikTok оштрафовали на рекордную сумму: 5,7 миллиона долларов. Председатель FTC Джо Саймонс заявил, что драконовские меры заставят сервис блокировать пользователей младше 13 лет, не позволяя им снимать и публиковать свои видео в приложении. Несовершеннолетним оставили возможность лайкать чужой контент и подписываться на популярных пользователей. Они смогут снимать свои ролики со всеми спецэффектами сервиса, но сохранять их можно только на собственном гаджете.

    Если учесть, что количество закачек сервиса с App Store и Google Play во всем мире превысило миллиард, становится понятно, что проблема защиты подростков является весьма злободневной. Для сравнения: в прошлом году Facebook был установлен на 711 миллионах устройств, а Instagram — 444 миллиона раз.

    TikTok занимает третье место в мире по количеству установок с начала года, четвертое место — как наиболее часто загружаемое неигровое приложение 2018 года и лидирует как неигровое приложение в США.

    В январе 2019 года количество новых пользователей сервиса в мире достигло 71,3 миллиона человек.

    В Индии платформой пользуются 250 миллионов человек. В России аудитория гораздо меньше: всего 1,5 миллиона.

    Но они проводят в соцсети не менее 13 минут в день, что ставит TikTok на четвертое место среди популярнейших мессенджеров Рунета после WhatsApp, Instagram и «ВКонтакте».