А теперь не смотри. Как Поклонская продолжает борьбу с фильмом "Матильда" | 360°

26 мая 2017, 16:09

А теперь не смотри. Как Поклонская продолжает борьбу с фильмом "Матильда"

Читать 360 в

-

Полиция Санкт-Петербурга запросила у кинокомпании режиссера Алексея Учителя документы для проведения проверки, сообщают РИА «Новости». Это произошло по запросу депутата Натальи Поклонской и связано с еще не вышедшим фильмом «Матильда», против которого Поклонская борется уже не первый месяц. «360» вспомнил, как развивался скандал вокруг фильма и узнал у кинокритика, какая судьба может ждать картину.

Реклама

Фильм «Матильда» посвящен истории любви последнего российского императора и юной балерина Матильда Кшесинской. Этот роман — историческая правда, подтвержденная в источниках в виде писем и дневников.

Николай II и Ксешинская познакомились, когда император уже поддерживал переписку с будущей женой Александрой Федоровной, внучкой английской королевы. Но тогда именно «малютке» Ксешинской удалось увлечь наследника, и первая любовь захлестнула молодых людей. Отношения длились около двух лет и были прерваны с достоинством — Николай готовился надеть корону и заняться государственными делами, а Кшесинская продолжала с упоением танцевать и стала одной из лучших балерин эпохи. Когда состоялась помолвка, Николай II рассказал невесте о своем романе с Кшесинской, на что будущая императрица отреагировал очень снисходительно — она списала увлечение на юные годы и поблагодарила Николая выбор в ее пользу.

Именно любви, а на государственной службе Николая II посвятил фильм Учитель. В основе фильма — дневники Кшесинской, наполненные человеческими переживаниями, искренними эмоциями и подробностями ее жизни. Возможно, именно это задело экс-прокурора Крыма, ныне депутата Госдумы Наталью Поклонскую; у нее, как известно, особое отношение к государю Николаю II, канонизированного русской православной церковью. Поклонская даже заявила, что быст императора, находящийся в Крыму, замироточил, однако позже ее догадки были опровергнуты.

Фильм анонсировали в ноябре, и сразу же ряды его противников возглавила Поклонская. Депутат не раз подчеркивала, что образ государя в фильме учителя искажен, но при этом она, как и все остальные зрители, видела только короткий трейлер.

В апреле Поклонская передала в Генпрокуратуру результаты проведенной по ее просьбе экспертизы трейлера и уже сценария фильма. По мнению экспертов, в фильме передан «ложный» образ царя как «растленного» человека, и картина не допускается к публичному просмотру.

Сам Учитель тогда выразил сожаление, что «такие» эксперты проводили анализ картины. К тому же, по его мнению, нападки Поклонской только мешают ему. Однако, несмотря на «палки в колеса», режиссер продолжил работу и к концу апреля не без труда завершил монтаж «Матильды».

Фильм почти закончен, и сейчас после обращения Поклонской на студию к Учителю пришла полиция. Адвокат режиссера утверждает, что проверки связаны с содержанием и финансированием фильм «Матильда», Комментируя данную ситуацию, Поклонская заявила, что отправляла в компетентные органы множество обращений против фильма, основанные исключительно на «обращениях граждан».

«360» побеседовал с кинокритиком и режиссером Алексеем Гусевым и узнал у него, чего на самом деле ждать от «Матильды» и как может закончиться противостояние поклонской и Учителя.

Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости

«Стоит убрать простую человеческую реакцию — не хочу материться. Я не вижу никаких правовых оснований в ее претензиях. Это игровой художественный фильм, который не ставит своей целью рассказать какую-то документальную, историческую правду. Есть масса случаев, когда фильмы по выходу вызывали самый пугающий негативный ажиотаж. Но тут — ни я, ни госпожа Поклонская, ни даже сам режиссер еще не видели эту картину. Одно дело — слухи, но другое — такой напор на то, чего еще нет. Беспрецедентный случай», — рассказал кинокритик.

Гусев напомнил, что тех самых «этических норм», о которых ведет речь Поклонская, не существует для экранных образов. Этические нормы существуют для людей.

«Даже если предположить, что она имеет в виду, я более чем уверен, что Учитель — человек умный и в хорошем смысле слова расчетливый. Он ни в коем случае не допустит пошлости ради нее самой. Он может сделать что-то оправданно грубее, явнее — такое бывало в его творчестве. Его за это одни критики ругали, а другие хвалили. Он среди кинокритиков не является ни парией, ни идолом. Скажу, что с годами он успокоился, ушел „фальцет“, который был в его ранних фильмах», — кинокритик Алексей Гусев.

Он напомнил, что, по некоторым данным, у Поклонской есть претензии к исполнителю роли Николая II — актеру, немцу по происхождению Ларсу Айдингеру. По мнению депутата, он якобы снимался в порнофильмах. Вероятно, речь идет о фильме Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания», посвященного голландскому искусству на Библейские и античные сюжеты.

То есть, получается, для госпожи Поклонской похабной является классическая культура? Некоторые эротические изыскания Гринуэя уходят корнями в голландскую живопись 17 века. Если это похабщина — то Рубенс или Рембрандт и подавно? Этот актер снимается у ведущих режиссеров Европы, и он явно знает, как не делать «порнографию» — кинокритик Алексей Гусев.

Гусев поделился, что история вокруг «Матильды» не оставила равнодушным его самого, и он пытался разобраться в сути претензий Поклонской. Режиссер рассказал, что долго наблюдал за депутатом в интервью и у него сложилось впечатление, что она действительно очень лично привязана к Николаю II, как подростки привязаны к своим кумирам. Однако, это не должно мешать жизни и работе других.

Это нежное трепетное отношение, и это, по-видимому, для нее означает, что о нем нельзя говорить ничего, кроме идеализирующего. Возможно, Поклонской не надо смотреть этот фильм. Это единственный вывод, который можно сделать — Алексей Гусев.

По словам Гусева, аргументы о том, что Николай канонизирован и нельзя говорить о нем «низкую правду», неубедительны. Критик напомнил, что любой святой был обычным человеком, прожившим жизнь, полную взлетов, падений и личных тайн.

И у святых бывали интрижки. Процитирую Альбера Камю — чтобы стать святым, надо жить. Святой Франциск, чтобы построить свою первую церковь, украл у папы Римского стройматериалы — и это явно отражено в фильмах, посвященных этому святому. Я не помню, чтобы католическая церковь этим возмущалась.

Реклама

Реклама