«Тема поиска пропавшего человека эмоционально трогает». Светлана Чупшева — о волонтерах и поиске эффективных алгоритмов | 360°

19 июня 2019, 00:25

«Тема поиска пропавшего человека эмоционально трогает». Светлана Чупшева — о волонтерах и поиске эффективных алгоритмов

Читать 360 в

Создание единых правил взаимодействия добровольцев при поиске людей, способы информирования населения, поиск наиболее эффективного алгоритма — вот далеко не полный перечень тем, которые обсуждались на втором Всероссийском форуме добровольных поисково-спасательных отрядов. О результатах дискуссии и найденных решениях рассказала «360» генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

— Россия выступает одним из организаторов форума в Красногорске. Почему эта тема так важна для вас?

Реклама

— Ну, наверное, вообще системно мы начали работать с добровольцами как раз начиная с «Лизы Алерт», поискового отряда, когда познакомились с Григорием Сергеевым. И уже после этого начали смотреть, какие системные вопросы, какие барьеры есть и на уровне законодательства, и взаимодействия с федеральными органами власти, с региональными. У нас прошла первая встреча в рамках наблюдательного совета АСИ с президентом Российской Федерации, с представителями НКО, где Григорий Сергеев тогда впервые представил сеть добровольческих поисковых отрядов в регионах, чем они занимаются, какая поддержка им нужна. Тогда вышел перечень поручений президента. Он поручил создать на федеральном уровне систему поддержки добровольчества в нашей стране. У нас прошлый год был объявлен Годом добровольчества, мы в прошлом году провели на площадке Красногорска первый Всероссийский форум поисковых отрядов, впервые на этой площадке собрали представителей МВД, Следственного комитета, МЧС, добровольцев со всей страны, чтобы обсудить механизм взаимодействия: почему, что мешает, почему мы не можем быстро реагировать на пропажи и быстро собирать и разворачивать поиски, особенно в труднодоступных местах в отдаленных регионах.

— Вы собираете все службы и говорите, что пока, увы, на некоторых моментах хромает эта коммуникация. Форум проходит не первый раз, и наверняка такие мероприятия помогают наладить эту коммуникацию. В чем именно это проявляется? Вы сводите нужных людей друг с другом, чтобы в случае критической ситуации максимально быстро оказать помощь тем людям, которые потерялись?

— Здесь мы как раз благодаря поддержке таких лидерских волонтерских проектов добровольческих поняли системные ограничения и проблемы, с которыми они сталкиваются, поэтому здесь, наверное, помогли сформировать законодательную базу, что обеспечило бы понятные и прозрачные правила по взаимодействию с добровольцами на территории всей нашей страны. У нас в прошлом году был принят закон о добровольческих организациях. Были вменены в обязанности федеральным органам власти, региональным органам власти создать инструменты поддержки и финансовые, и нефинансовые. Мы разработали стандарт поддержки добровольчества в регионах, основанный на лучших практиках элементов инфраструктуры.

— Это обучающая программа?

— Нет-нет. Это как раз [то], какая инфраструктура в регионе должна быть создана для того, чтобы добровольчество развивалось. И [необходимо] обеспечить эту коммуникацию с разными организациями, в том числе государственными и муниципальными. Назову несколько шагов, что обеспечивают в рамках стандарта. Первое — ответственное одно окно на уровне региональных уровней власти: кто взаимодействует с добровольческими организациями и кто формирует некую концепцию развития добровольчества в регионах. Второе — наличие ресурсных центров, центров развития добровольчества, которые становятся центром компетенции для добровольчества и в качестве образовательных траекторий и помогает собрать команды на те или иные инициативы, помогает на уровне регионов решать какие-то проблемы. Это информирование большего количества людей, которые хотят, но не знают, куда обратиться, чтобы заняться какими-то добровольческими программами, принять в них участие. Это мотивация, опять же, не денежная, но хотя бы какая-то благодарность на уровне региона добровольческим организациям, добровольцам, которые абсолютно безвозмездно участвуют в тех или иных акциях.

Такая система должна быть создана на территории всей нашей страны, чтобы каждый человек, если захочет, имел возможность участвовать во всевозможных программах

Вот этот стандарт у нас сегодня внедряется в 85 регионах, но условно все пункты реализовали только три субъекта Российской Федерации. И нам очень важно получать обратную связь от добровольцев с регионов, насколько эти механизмы работают и насколько им проще сегодня взаимодействовать со школами, социальными учреждениями, опять же, МВД, МЧС с организацией поисков, проведения поисков. Это основная наша, наверное, задача в этой части.

— Нужно уделять внимание обучающей составляющей добровольцев, технической составляющей? Может быть, подключать, помимо всего прочего, мобильных операторов, представителей этих компаний, чтобы люди могли быстрее ориентироваться на GPS, ГЛОНАСС и так далее?

— Да, безусловно, у нас те же «Лиза Алерт» и Центр поиска пропавших людей Григория Сергеева, они проводят такие программы офлайн со всей страны. Как сегодня, приезжают сотни волонтеров, которые в течение недели-двух недель проходят обучение по организации поисков, по применению новых технологий, технических средств, поиски в городской среде, природной среде, потому что они, безусловно, отличаются, и алгоритм несколько иной. Сегодня мы запускаем такие обучающие образовательные онлайн-курсы, которые будут доступны в любом регионе и не нужно будет лично приезжать и принимать участие в таких программах. Наша задача — тиражировать такие программы, чтобы максимальное количество людей имели доступ и могли посмотреть, потому что поиск, тушение пожаров — это все специфические навыки, не обладая которыми человек может сам попасть в сложную ситуацию.

— А бизнес можно привлекать во всю эту историю? Понятно, что коммерческая выгода для них здесь вряд ли найдется, но тем не менее социальная активность должна быть какая-то у коммерсантов, их вовлеченность, когда мы говорим о каких-то проблемах, людях, которые теряются, о лесных пожарах, ведь это же их тоже касается?

— Абсолютно. И наш форум показал. У нас участвовали компании «МегаФон», «Вымпелком», «Билайн», «Пятерочка». Причем они говорили не о каких-то планах абстрактных по поддержке добровольчества, взаимодействии с поисковыми отрядами, а представили уже конкретные проекты. Например, островок безопасности, когда все магазины «Пятерочки» будут оснащены отдельно выделенной брендированной зоной, где любой дезориентированный человек — пожилой, ребенок — сможет получить необходимую помощь, консультацию. Уже десятки человек были найдены. Даже родственники не успели подать в МВД о поиске информацию. То же самое АФК «Система» запустило проект «Одиссей» по отбору технических средств, решений, которые помогли бы в проведении поисков; и тоже несколько команд представили очень интересные разработки, которые поисковые отряды уже готовы брать в практическое применение в поисках, в том числе в природной среде. Очень здорово, когда бизнес, абсолютно не преследуя каких-то коммерческих интересов, участвует в программах. По сути, это их социальная ответственность и просто неравнодушие руководства, компании, команды, которая делает такой вклад серьезный в поиски и спасенные жизни людей.

— Мы поговорили о финансовой составляющей, технической, а насколько важна психологическая история в данном контексте? Нужно ли волонтерам проходить особые курсы, когда они работают в лесах и другой местности в поисках людей? Как себя вести, если, увы, поиски заканчиваются печально, летальным исходом (такая статистика тоже существует)? Как это донести, объяснить родственникам? Как им помочь? И, к счастью, тем людям, которые вышли из леса, как им пройти курс реабилитации дальше?

— Здесь, безусловно, подключаются все службы: и Министерство здравоохранения, и МЧС, у которых есть специально обученные сотрудники, психологи, которые работают и с родственниками, детьми, особенно которые несколько дней провели в одиночестве, потерялись. Волонтерские отряды также в рамках своих образовательных треков дают какие-то первые навыки, как вести себя, что говорить, как помочь дезориентированному человеку либо человеку, которого только нашли. Вы знаете, спросила уже во время пленарного заседания на форуме Григория Сергеева, какую долю у тебя поисковиков составляют женщины, мужчины, кого больше? Потому что, когда мы проводили исследование с Высшей школой экономики, у нас порядка 70% в целом портрет волонтера — женщины и девушки. Я думала, что поисковики это больше мужчины. Нет. Он сказал, что это девушки, женщины, потому что женщины более эмоциональны. И сама тема поиска пропавшего человека, особенно ребенка, она эмоционально трогает. И психологически более устойчивы, по наблюдениям Григория, тоже женщины. Очень важно, чтобы к поиску подключались мужчины, как наиболее крепкие, выносливые, потому что это специфичная добровольческая деятельность, где точно мужской силы не хватает.

— Форум проходит в Московской области. Мы можем сказать, что этот регион выступает локомотивом и где-то даже дает пример для подражания в этой сфере для других регионов? Как устроена здесь вся эта тема, насколько чувствуется поддержка областного правительства в теме поиска и спасения людей?

В Московской области теме поддержки добровольчества уделяется очень много ресурсов, внимания. И для губернатора Московской области это одна из важных задач в регионе

— Для нас уже стало доброй традицией проводить форум поисковиков именно на площадке региона московского, и мы договорились, что у нас ежегодно этот форум будет проходить на домашней площадке в Красногорске.

— То есть мы можем надеяться, что в следующем году форум пройдет в Красногорске Московской области?

— Да, надеемся на поддержку Андрея Юрьевича и его команды. Нам здесь очень комфортно, нам здесь помогают и ресурсно, и организационно. И самое важное: Андрей Юрьевич отмечает, что Московская область — больше половины территории это леса. Создание этой инфраструктуры быстрого реагирования актуально для региона из-за лесной местности. Здесь с точки зрения поддержки инфраструктуры делается очень много и в части образовательных треков, и летних смен для волонтеров. Это и событийное волонтерство, и волонтерство в социальной сфере, в сфере образования, поисковики, пожарные. Любой человек может найти по душе дело и стать добровольцем в разных направлениях.

— В целом регион работает на упреждение критических ситуаций, готовя людей заранее к тем или иным возможным ситуациям?

— Безусловно, профилактика здесь на первом месте.

— Последний вопрос касается стратегического развития волонтерства. Что нужно сделать, что хотелось бы в будущем реализовать в перспективе на несколько лет вперед? Или не забегаете вперед пока?

— Нет, забегаем. Конечно, для нас остается серьезной проблемой урегулирование в законодательном поле нахождения человека по локации с телефонного аппарата. Пока не удалось найти оптимальную модель, которая бы устраивала всех контрагентов и обеспечивала сохранение персональных данных человека, его конституционное право на неразглашение, в том числе тайну местоположения. Другой момент — это действительно работающий алгоритм действия между всеми участниками организации поиска. Первое — это МВД, потому что по закону разыскная деятельность — полномочия полиции. Даже МЧС — это не их деятельность. У них чрезвычайные ситуации, но, безусловно, они участвуют в поисках. Следственный комитет и добровольцы. Здесь очень важно не через сутки разворачивать поиски, а достаточно быстро обеспечить взаимодействие всех структур в организации поиска конкретного человека, ребенка. Пока здесь есть отдельные успешные практики в регионах, на федеральном уровне, но как система это пока не заработало. Наша основная задача — чтобы эту историю запустили.

— Такие мероприятия, форумы, где проговариваются все эти вещи, вот в таком формате удается, наверняка, находить консенсус, общий язык и связывать между собой нужных людей, нужные ведомства и, может быть, даже какие-то законодательные вещи, обращаться далее к депутатам Госдумы?

— Для нас это становится очень конструктивной площадкой.

Реклама

Реклама