09 января 2018, 17:05

«Телепортация» в океан и такси за 200 тысяч: с чем связан сбой GPS в центре Москвы

Читать 360tv в

-

Впервые москвичи начали жаловаться в Twitter на сбой в работе навигации 6 января, пишет VC.ru. Тогда GPS начал «находить» пользователей не в столице, а по координатам 0°00’00.0″ северной широты и 0°00’00.0″ восточной долготы. Это точка в Атлантическом океане, неподалеку от Гвинейского залива. Координаты Москвы — 55°45′07″ северной широты и 37°36′59″ восточной долготы.

Сбой затронул карты «Яндекса», Apple и Google. Кроме того, проблема проявилась у сервисов такси и каршеринга. В результате сбоя некоторые клиенты получили счета на 200 с лишним тысяч рублей. В «Яндекс. Такси» изданию заявили, что проблема носит единичный характер и компания разбирается с такими случаями вручную.

6 января каршеринг BelkaCar предупредил своих клиентов о проблеме с GPS в центре Москвы, из-за чего приложение может по ошибке выставить завышенный счет. «Сегодня в центральных районах города нестабилен GPS-сигнал, он может отбросить автомобиль в Румынию, а вас оставить в Москве», — заявили в компании.

«Это уровень государства»

Генеральный директор навигационного сервиса «Сити Гид» Андрей Сабайдаш признался «360», что не слышал о сбое, но предположил, что его причина — результат технического воздействия. «Кто-то искажает данные сигнала GPS. Честно говоря, мы пока не сталкивались с такими отзывами», — сказал он.

Это искусственно можно сделать, существуют технологии и приборы. С какой целью? Думаю, это уровень государства, частным образом это вряд ли возможно. Видимо, какие-то спецмероприятия проводятся — Андрей Сабайдаш.

Заместитель директора службы по развитию НП «ГЛОНАСС» Евгений Мейлихов пояснил, что существуют разные способы определения геолокации абонента. В первом случае в основе лежит определение местоположения по идентификатору базовой станции, в зоне действия которой находится мобильный телефон. Данные идентификаторов сохраняются в базе создателей навигационных продуктов, в том числе у «Яндекса» и Google. «Если оператор мобильной связи по какой-то причине изменил идентификатор, то это не скажется на качестве сигнала: передаче голоса и так далее, однако может повлечь „телепортацию“ в навигационном приложении смартфона», — пояснил Мейлихов.

В основе второго способа находятся данные глобальных навигационных систем (ГНСС): ГЛОНАСС и GPS, добавил директор службы технического регулирования НП «ГЛОНАСС» Роман Малкин. При этом, по его словам, проблемы не обязательно связаны со сбоем спутниковой навигации.

Приемники ГНСС, находящиеся в смартфонах, способны принимать и посторонние сигналы, искусственно созданные для искажения принимаемой информации о местоположении. Искажение данных может происходить из-за работы иного источника радиосигнала, который подменяет сигнал спутника, отправляя заведомо ложные данные на гражданских частотах ГНСС (спуфинг). Этот метод часто используется для решения специальных задач в целях обеспечения безопасности — Роман Малкин.

Жалобы на сбои в работе GPS в Москве начали появляться с лета 2016 года. Жители столицы утверждали, что рядом с Кремлем их гаджеты неправильно определяют местоположение и «переносят» их в аэропорт Внуково.

Сотрудник «Яндекса» Григорий Бакунов провел собственное расследование и пришел к выводу, что причина помех — специальный передатчик, работающий в Кремле. Схожие предположения высказали «Ведомостям» сотрудник сотового оператора и чиновник, знакомый с комплексом спецслужб.

В декабре 2017 года пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков переадресовал вопрос о сбое в спецслужбы. При этом он заявил, что в Кремле нет «глушилок», писал «Интерфакс». «У нас нет глушилок. Наверное, надо спрашивать у спецслужб, ФСО и так далее. Наверное, там есть какая-то техника. Мне ничего не известно», — утверждал Песков.

Реклама

Реклама