• Чтобы заставить детей читать классику, власти решили водить их в театр. Не всем учителям затея понравилась

    Глава Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) сообщил, что современные школьники практически не знают литературных произведений, на которых воспитывалось не одно поколение россиян. Чтобы повысить уровень знаний детей, некоторые педагоги предложили водить детей в театры на постановки отечественных классиков. «360» узнал, почему не все учителя считают эту инициативу целесообразной.

    РИА «Новости» / Антон Уницын

    Низкий уровень знаний

    Заявление о низком уровне знаний классической литературы епископ сделал на заседании президиума Общества русской словесности.

    Мы говорили о почти критическом состоянии в сфере восприятия сегодняшней молодежью тех базовых литературных произведений, на которых все мы воспитывались. Многочисленные опросы, которые проводились, говорят о том, что знают, воспринимают литературу очень плохо — даже не поверхностно, а просто ее почти не знают. Это реалии нашего сегодняшнего дня

    — епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

    По его словам, нынешние школьники не любят читать, а телеканалы показывают слишком мало фильмов, основанных на классических произведениях. Также участники заседания, среди которых — министр образования Ольга Васильева, представители Минкультуры, педагогического сообщества и родительской общественности, обсудили инициативу учителей о посещении всеми российскими школьниками классических постановок в театрах.

    Реализацией проекта займется специально созданный «Пушкинский союз». В него войдут представители Минобрнауки, Минкульта и Общества русской словесности.

    Уже достигнута договоренность и принято решение о финансовой поддержке ТЮЗов, о субсидировании новых постановок по школьной программе для всех возрастов школьников

     — епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

    Епископ уточнил, что походы детей в театр обеспечит Министерство образования, а к детям, живущим в населенных пунктах, где нет детских учреждений культуры, артисты будут приезжать на гастроли.

    Ромео и Джульетта / Пермский край
    Фото: Pixabay

    Официальная статистика

    В пресс-службе Рособнадзора «360» рассказали, что в 2017 минимальный балл ОГЭ и ЕГЭ по литературе не преодолели 1,5% и 3% учеников соответственно. Однако из-за того, что этот экзамен относится к предметам по выбору, и обычно его сдают всего четыре-пять процентов учащихся, то результаты сдачи не отражают качество подготовки всех российских школьников.

    Участники ЕГЭ по литературе неоднородны по целевым установкам. Часть ориентирована на высокий результат, так как нацелена на получение филологического образования в вузе. Немалая часть участников ЕГЭ не ставит для себя высокую планку образовательной подготовки по литературе (они планируют стать дизайнерами, артистами цирка и так далее)

    — пресс-служба Рособнадзора.

    Противоположное мнение

    Комментируя инициативу о посещении детьми театральных постановок отечественных классиков, заслуженный учитель России Лев Соболев назвал идею «нелепой», поскольку универсального решения не существует. По его словам, все будет зависеть от того, какие дети какой конкретный текст изучают. Существуют удачные и неудачные постановки, а некоторые произведения вообще «не ставятся в театре».

    Знание русской литературы зависит от сотен факторов. А нам предлагают какой-то универсальный способ, который может сработать с условной девочкой Ксенией и не сработать с мальчиком Арсением. Его театр может отпугнуть от прочтения текстов. Ему может быть нужно совсем другое, например, читать при нем

    — Лев Соболев.

    Он отметил, что сейчас есть школьники, которые «читают из-под палки». Но такие чтение приносит разный результат. Одному понравится, он перечитает книгу и вообще начнет усиленно читать и станет любителем отечественной литературы. А другой приобретет устойчивое отвращение.

    «Тридцать лет назад тоже были дети, которые не хотели плохих оценок. Избегая конфликтов с учителями, они читали. Кому-то чтение, в конце концов, приносило удовольствие, а у кого-то вызывало отвращение. Я 46-й год работаю в школе и видел самые разные варианты», — заключил учитель.

    Почему дети не читают

    «Большое спасибо» за то, что школьники не знают русскую классику нужно сказать ЕГЭ. Эта система подорвала все школьное образование, и литература не стала исключением. Нельзя воспринимать тексты по принципу кроссвордов «Угадай мелодию»: «какой автор?», «какой герой», «что он делал?» Это — уровень справки, а не чтения. Так литературу не читают

    — филолог, профессор Московского педагогического университета Евгений Жаринов.

    Фото: РИА «Новости» / Евгений Епанчинцев

    Он пояснил, что художественные произведения обладают подтекстом, который апеллирует к ассоциативному мышлению, жизненному опыту и другим глубоким знаниям. Для того, чтобы ребенок прочел серьезное произведение, такое, как «Война и мир», он должен предварительно прочесть не одну сотню книг. Просто для того, чтобы понимать, что происходит в романе. А если подросток до этого не читал, а «подставлял в тесты галочки и буквы, то это — не образование, а профанация».

    Вторая причина, по которой дети не читают — кадры, средний возраст педагогического коллектива неуклонно увеличивается. В качестве пояснения Жаринов напомнил мысль Жана Жака Руссо из романа «Эмиль, или О воспитании» о том, что учитель должен быть ненамного старше своего ученика.

    Как 70-летняя женщина может понять 15-летнюю девочку? Особенно чужую, которую она, может, не очень любит? Которая ее раздражает своими шумом, гаджетами и поведением. Никак она ее не поймет. И как они смогут найти общий язык, когда говорят о серьезной литературе? Никак

    — Евгений Жаринов.

    По его словам, такой учитель будет выдавать на уроке «благо-глупости», которые она заучила в советском институте по поводу идеологии». Но литература, подчеркнул филолог, прежде всего, вид словесного искусства. И здесь, чтобы контакт был, нужен молодой учитель, который быстрее поймет, что могут усвоить подростки.

    «Молодежь неохотно идет в школы. А те, кто идут — сразу рвутся стать директорами и становятся, в 29–30 лет. Вся глупая политика в школе заключается в том, чтобы директор и учитель, прежде всего были не воспитателями, а менеджерами. Менеджменту в школе — не место, это не Сбербанк. Обучение — сложный процесс, и 29-летний балбес, который многим учителям годится в сыновья или внуки, не может ими управлять», — добавил профессор.

    Решение проблемы

    Жаринов подчеркнул, что к решению проблемы нужно подходить комплексно: омолаживать педагогический состав, отменять ЕГЭ и возвращать классические выпускные сочинения, поскольку они стимулировали детей к прочтению и анализу текстов. «Сейчас дети не читают, а не читая, становятся дураками. При этом они не только русскую классику не читают, они вообще ничего не читают. А это катастрофа, потому что вымирает «книжная цивилизация», — добавил филолог.

    Гаджет в помощь

    Соболев пояснил, что не существует статистики о том, какое количество детей не читает или не усваивает тексты из-за гаджетов.«Раньше у детей не было планшетов и телефонов, но «они читали „под столом“ про майора Пронина, а что, это — лучше?», — добавил он.

    Нужно не бороться с гаджетами, а использовать их, пояснил профессор Жаринов. Во времена преподавания в школе сам Жаринов часто делал вид, что забыл какой-нибудь стихотворение и просил детей найти текст у себя в телефонах. Затем они всем классом читали и анализировали его.

    Фото: РИА «Новости» / Игорь Зарембо

    В этом случае гаджет выполняет роль библиотеки. С его помощью можно находить любые нужные цитаты, например. Раньше детей заставляли носить с собой тяжелые книги. Но сейчас это не нужно. И если учитель будет мудрым, он занесет в смартфоны и планшеты детей библиотеку

     — профессор.

    Он напомнил, что сейчас выпущено множество компьютерных игр, которые рассказывают об истории древних цивилизаций: Рима, Руси, есть по истории Флоренции. Педагог может начать играть вместе с детьми, а попутно рассказать им о том, что, например, представляла из себя Эпоха Возрождения и какую литературу она породила. Получится полноценный урок по мировой художественной культуре, проведенный с использованием гаджетов.

    «В советское время, кстати, такие устройства назывались „технические средства обучения“. Только тогда они были несовершенными. А сейчас, при наличии цифровой технологии, они суперсовершенные. Просто нужно знать, как их использовать», — отметил он.

    Обновление школьной программы

    Сейчас в школах преподают по остаткам советской программы. Когда она формировалась, напомнил Жаринов, в СССР не было концепции «детство-отрочество-юность». Всех учеников с первого по одиннадцатый класс воспринимали как «маленьких и непослушных взрослых», которых нужно стимулировать побыстрее становиться пионерами-героями, комсомольцами-героями и вообще побыстрее «врубаться» во взрослую, несентиментальную жизнь.

    «Детям навязывали фактически взрослую литературу, значительно превышавшую их жизненный опыт. Здесь скорее вопрос к психологам. Нужно понять, как ввести в школах понятие „детство“, сделать его частью общеобразовательной программы. И понять, как соблюсти баланс и где давать серьезную взрослую литературу, а где — то, что он поймет сам, то что ему самому интересно», — заключил филолог.