Игра вдолгую с tax free. Когда возврат НДС начнет приносить России прибыль | 360°

10 апреля 2018, 15:40

Игра вдолгую с tax free. Когда возврат НДС начнет приносить России прибыль

Читать 360 в

Система tax free заработала в России в тестовом режиме. С 10 апреля иностранные туристы могут вернуть НДС с покупок в Москве, Санкт‐Петербурге и Красногорске. К концу 2018 года система заработает по всей стране. При этом расходы бюджета на обслуживание системы составят не менее 150‐200 миллионов в год. Многомиллионные траты понесут налоговая и таможенная службы. «360» разобрался, насколько выгодна эта система и когда она начнет приносить России прибыль.

Система tax free

Tax free — это возврат налога на добавленную стоимость (НДС). В России он введен для туристов из стран, не входящих в Евразийский экономический союз. После ввода системы в полном режиме возврат будет составлять 18% за вычетом комиссии оператора tax free, в тестовом режиме — 10-12%. В ближайшее время в пилотном режиме система заработает в Краснодаре, Сочи, Калининграде, Владивостоке, Великом Новгороде, а также городах-участниках чемпионата мира по футболу.

Реклама

В тестовом режиме система будет действовать до 1 октября 2018 года, когда заработает электронный документооборот между всеми участниками системы. Помимо магазина, в ней задействованы Федеральные налоговая и таможенная службы, а также операторы tax free. В России их четыре: российские компании «Национальный оператор tax free» и Hi Sky, а также швейцарский Global Blue и ирландский Premier Tax Free.

Где и как вернуть НДС

Чтобы вернуть налог, путешественнику необходимо совершить покупку на сумму от 10 тысяч рублей. На основе кассового чека после предъявления паспорта турист получит чек tax free. Документ вместе с неиспользованным товаром нужно предъявить таможеннику в аэропорту и оформить возврат. Наличные деньги можно будет получить в специальном обменном пункте. Если же иностранец захочет, чтобы деньги вернулись на карту, то ему нужно будет опустить оформленные чеки в почтовый ящик оператора tax free.

Представитель ФТС рассказал РБК, что пока определены восемь пунктов, где будут подтверждать фактический вывоз по tax free. Это столичные аэропорты Внуково, Шереметьево, Домодево, авиаузлы Санкт-Петербурга и Сочи, автомобильный пункт пропуска Мамоново, а также воздушный и морской пункты пропуска через границу во Владивостоке.

В настоящее время ящики для tax free, а также необходимая навигация для туристов появились в Шереметьево и Домодедово. В регионах к работе с системой готовы воздушные гавани Сочи и Волгограда.

Обслуживание системы обойдется бюджету в 150-200 миллионов рублей в год. Такие цифры указывались в финансово-экономическом обосновании к закону о tax free. Помимо этого, затраты в 213,15 миллиона рублей единовременно и 94,22 миллиона ежегодно понесет Федеральная налоговая служба.

Где покупать с tax free

Для участия в системе tax free магазины должны подать заявку на включение их в специальный перечень Минпромторга. Прием заявок начался в конце марта этого года, к началу апреля министерство утвердило «15 локаций размещения организаций розничной торговли в четырех субъектах Российской Федерации, но в ближайшее время перечень территорий будет расширен». В настоящее время число торговых точек увеличилось до 60, в основном это крупные торговые центры.

«На первых этапах проект будет реализован в Краснодарском крае, Московской области, Москве и Санкт-Петербурге в ограниченном перечне локаций, определенных правительством Российской Федерации», — сообщал в марте глава ведомства Денис Мантуров.

Чтобы помочь клиентам разобраться с оформлением документов и возвратом средств, магазины-участники системы должны подготовить информационные брошюры на русском, английском и китайском языках.

При этом в законе о tax frее содержится перечень подакцизных товаров, на которые возврат средств не распространяется. Правительство имеет право утвердить отдельный список покупок, за которые также не будут возмещать налог.

Игра вдолгую

Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин рассказал «360», что в настоящее время туроператоры принимают порядка трех миллионов организованных туристов ежегодно. При этом гораздо большее количество путешественников прибывает в Россию самостоятельно. Кроме того, многие иностранцы увлекаются шоппинг-туризмом в России.

Сейчас пока рано строить какие-либо прогнозы, поскольку сегодня первый день работы системы. Но общемировая практика показывает, что tax free способствует увеличению числа как туристических, так и деловых или частных поездок. В любом случает это приведет увеличению турпотока

По его информации, в среднем каждый турист тратит около 1,5 тысячи долларов на покупки в РФ. С учетом того, что для тех же туристов из Юго-Восточной Азии шоппинг в России и Европе уже значительно выгоднее, чем дома, можно предположить, что категории люксовых товаров станут более востребованными. Ведь возврат НДС в 18% сравним со значительной скидкой при покупке товара.

«Ввод системы экономически оправдан. Потому что помимо покупок туристы будут вносить свои средства в торговый, ресторанный, туристический и другой бизнес. Поэтому общий эффект перекроет все затраты на сопровождение системы tax free», — заключил Горин.

В беседе с «360» директор Института Гайдара, член экспертного совета G8 и G20 Сергей Дробышевский положительно оценил эту инициативу. Система tax free существует во многих странах и очень успешна с точки зрения привлечения туристов. Поэтому, подчеркнул эксперт, с точки зрения движения к цивилизованной и высокоразвитой сфере услуг это важный шаг.

В то же время Дробышевский напомнил, что Россия после девальвации рубля стала более привлекательной для иностранных туристов, особенно из стран Азии. Но Россия пока далеко отстоит от многих стран Запада. И дело не в каких-то геополитических особенностях, а скорее в привычках и позиционировании себя в качестве территории для шоппинга, как это делают Великобритания, Франция, Италия, Австрия или Германия.

Я думаю, что первые три-пять лет — это некий тест, который позволит выявить недостатки и отладить работу системы. Пока ее можно рассматривать как эксперимент перед вводом системы в полном объеме в том виде, в котором мы ее знаем, например, в Евросоюзе, где она очень развита. И только тогда можно будет оценить ее макроэкономические эффекты

Из-за этого по крайнем мере в первый год не стоит рассчитывать на существенное повышения доходов от покупок, сделанных иностранными туристами. Эксперт не исключил, что ситуацию не изменит даже ожидаемый прирост турпотока из-за ЧМ-2018. Потому что среднестатистический болельщик и человек, сознательно выбирающий шоппинг-тур (то есть тот, на кого рассчитана tax free) — разные категории туристов. Первая никогда не сравнится со второй, но опробовать на них эту систему можно, чтобы посмотреть, как она работает.

«Введение системы нужно расценивать как игру вдолгую. Оценить ее эффективность по одному-двум годам нельзя. Потому что если делать так, то она никогда не заработает в полной мере и мы никогда не получим тот положительный эффект, который лет через 10 может наступить», — добавил Сергей Дробышевский.

Реклама

Реклама