Тарифы ОСАГО хотят «размыть». Кто заплатит больше? | 360°

10 октября 2018, 19:57

Тарифы ОСАГО хотят «размыть». Кто заплатит больше?

Читать 360 в

Минфин разработал новую тарифную сетку ОСАГО. Документ предполагает расширение базового тарифа Центробанка на 30-40% в обе стороны для владельцев легковых автомобилей и мотоциклистов. Также ведомство предлагает ввести обновленную систему коэффициентов, которые будут учитывать стиль вождения и количество аварий. «360» подсчитал, во сколько россиянам обойдутся нововведения чиновников.

С 1 сентября 2019 года страховщики могут получить право устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% выше или ниже базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 года — на 40%. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на финальные поправки в закон об ОСАГО, которые Минфин уже направил на рассмотрение в правительство.

Сейчас базовый тариф ОСАГО составляет 3432-4118 рублей. По данным Российского союза автостраховщиков, средняя стоимость полиса в стране колеблется на уровне 5,5-5,8 тысячи рублей. Проверить его справедливую цену в настоящее время можно тут.

Итоговая стоимость рассчитывается из базового тарифа с поправкой на регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя. Также на нее влияет коэффициент бонус-малус (КБМ): он предусматривает скидки за безаварийную езду и, наоборот, надбавки за участие в ДТП.

При этом стоимость ОСАГО регулируется Центробанком, и только он может менять тарифную сетку автостраховки. Однако Минфин предлагает сделать послабления для страховщиков, которые несут убытки по ОСАГО в некоторых регионах России. При этом максимальная цена полиса не превысит размера трехкратного максимального базового тарифа ЦБ, убеждают в Минфине.

Надбавка за ДТП

Помимо «размывания» тарифов министерство финансов предлагает изменить шкалу коэффициентов и дополнить ее новыми пунктами. Так, ведомство собирается отменить параметр мощности и региональный коэффициент. По мнению ведомства, эти показатели нужно убрать, чтобы недооценка риска у одной категории автомобилистов не компенсировалась за счет средств других категорий.

Однако страховщики не согласны с их отменой. По мнению заместителя директора Независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгения Яненко, аннуляция некоторых параметров полиса может привести к дополнительным издержкам.

По данным ОНФ, чаще всего ДТП фиксируют в Москве, Подмосковье, Башкирии и Самарской области

«По задумке Минфина, отмена регионального и мощностного коэффициентов позволит компаниям устанавливать справедливые тарифы для всех категорий водителей и покрывать издержки за счет повышения тарифного коридора на 30-40%. Но никто не подсчитал, хватит ли высокоаварийным регионам средств, даже с учетом „размывания“ тарифной сетки», — подчеркнул собеседник «360».

Также Минфин намерен ввести новые коэффициенты. Если поправки вступят в силу, то на стоимость автогражданки будет влиять и стиль вождения автомобилиста. Так, страховщики получат право оценивать частоту нарушений правил, резкость торможения и перестроения, длительность использования машины и время ежедневной эксплуатации.

Влиять на стоимость полиса ОСАГО могут и нарушения ПДД в течение года, предшествующего заключению договора. Сюда не входят нарушения, зафиксированные камерами фото- и видеофиксации. Согласно задумке Минфина, учитываться будут следующие параметры: вождение в алкогольном или наркотическом опьянении, превышение скорости более чем на 60 километров в час, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу движения и другие серьезные проступки.

В финальной версии поправок появились и новые типы полисов автогражданки. Они различаются разными лимитами страховых вознаграждений. Помимо нынешних выплат в размере до 500 тысяч рублей появятся страховки с выплатами в один и два миллиона рублей. Вдобавок автовладельцы смогут получать страховку на срок до трех лет, хотя сейчас этот показатель ограничен годом.

Индивидуальный подход

Если проект Минфина примут без изменений, то добросовестные и аккуратные водители окажутся в плюсе, отметил в беседе с «360» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его словам, новая тарифная сетка ОСАГО станет более избирательной и позволит некоторым группам автолюбителей сэкономить.

«Стоимость страховки для тех, кто не нарушает правила и ездит без аварий, наоборот, может снизиться. По последним подсчетам, 85% россиян водят авто без серьезных нарушений ПДД, поэтому заплатить больше по новым правилам придется только лихачам», — подчеркнул автоэксперт.

Для ОСАГО не имеет значения, на каком автомобиле ездит человек и сколько лошадиных сил у него под капотом. Становится важным только как он управляет автомобилем, заметил Моржаретто.

Правда, существует вероятность того, что часть россиян начнут отказываться от страховки и ездить без документов, предупреждают опрошенные «360» эксперты. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2017 году представители ГИБДД выписали штрафы за вождение без ОСАГО почти трем миллионам автолюбителей. По сравнению с 2016 годом этот показатель вырос на 40%. Штраф за управление транспортом без страховки составляет 800 рублей.

Впрочем, власти уже начали вести активную борьбу с нарушителями. С ноября наличие ОСАГО помимо гаишников будут проверять также камеры видеонаблюдения. Если устройство не найдет в базе полис проезжающего автомобиля, то его владельцу будет выписан штраф. Хорошая новость: назначить взыскание камера смогут только один раз в сутки.

Реклама

Реклама