Тактика боя. США угрожают миру за отказ поддержать санкции | 360°

26 сентября 2018, 15:00

Тактика боя. США угрожают миру за отказ поддержать санкции

Читать 360 в

США готовы наказать международное сообщество за отказ поддерживать их санкционную политику. В основном угрозы распространяются на Европу, но уже известно, что первая акция так называемых вторичных мер была предпринята в отношении второй экономики мира — Китая. Но острие этой тактики направлено на Евросоюз.

Представьте, что Россия делает то же самое, если ей позволяет ее влияние. Что бы тогда произошло? Вопрос, разумеется, в том, какое место занимает страна в мировом экономическом табеле о рангах и насколько предпринимаемые ею меры задевают мир. Есть и второй важный аспект: последует ли наказание тому, кто сам наказывает, и как оно будет выглядеть.

Реклама

Думаю, очень скоро разгорелась бы настоящая война, потому что мир бы всерьез объединился против России и потребовал свою долю ее природных ресурсов. Но почему США убеждены в своей безнаказанности? Только ли потому, что обладают впечатляющим набором сильнейшего летального оружия и могут грозить миру не только санкциями сугубо гражданского порядка, но еще и военной агрессией?

Понять это — значит уяснить не только сущность стратегии и тактики Соединенных Штатов, но и выстроить прогноз, как будут разворачиваться события, если никто не захочет отступать. И вообще понять, где та «зеленая линия», за которую нельзя заходить никому и никогда.

Проблема зиждется на нескольких «слонах» и выглядит приблизительно так, как первые представления человечества о модели мира: плоская поверхность, расположенная на спинах нескольких могучих особей. Но примитивный взгляд на это был в конечном счете разрушен упрямой волей человека познать жизнь с точки зрения науки, а не на основе наивных догм. Однако так ли это в политике, когда речь заходит о ценностях мира в самом полном смысле этого понятия?

Во всем виноват его величество доллар. Многие десятилетия назад он проник во все сферы мировой экономики и укрепил в ней интересы не столько самих США как цельного государства, сколько мощностей частного бизнеса, сущность которого состоит в его транснациональном характере и в великолепно структурированной банковской системе Америки. Государство поддерживает свой капитал направленной внешней политикой, пользуясь такими инструментами, как развитие наук внутри национальной системы США, формирование и поддержка политических и военных блоков, взаимное проникновение в экономики не только союзников, но даже и противников.

Самым разрушительным для экономики США стала бы изоляция их от мировых интересов и культурных идей, включая даже вопросы религий и верований.

Поэтому есть ощущение могучего кулака, направленного на человечество и угрожающего разрушительным ударом, если кто-то посмеет усомниться в его силе и решительности.

Вот так выглядит та «примитивная» модель мира, которая в давние времена была разбита неизбежным развитием цивилизации. Земля вдруг оказалась круглой, обнаружились многие природные силы, управляющие ею, и догматы той модели были посрамлены. Но сама философская составляющая древней теории легла в основу новой политической догматики.

К этому выводу приводят тактические приемы США в их противодействии России и Китаю, которых в Белом доме, Госдепе и Конгрессе уже открыто называют противниками. К этой же категории относят Иран, Северную Корею, некоторые известные государства Латинской Америки, Ближнего Востока и Передней Азии. Европейский Союз находится в статусе союзника, но по некоторым проблемам вполне может перекочевать в лагерь если не противника, то упрямого соперника, не желающего следовать всем политическим и экономическим догмам США. Америка, например, не намерена позволять обойти ее санкции против Ирана кому бы то ни было. ЕС — не исключение.

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в выступлении в Нью-Йорке на конференции по проблемам Ирана категорически заявил о том, что его страна будет «агрессивно» и «непоколебимо» осуществлять санкции против Ирана и никому, включая ЕС, не позволит обойти их. Риторика советника, когда он заявил, что Тегеран заплатит «чертовски высокую цену», если окажет сопротивление Штатам, выглядела очень нервно. Хотя то, что он сказал дальше, явно не просто угрозы: «Режим убийц и его сторонники встретятся с серьезными последствиями, если не изменят свое поведение. Сегодня я хочу ясно сказать: мы за вами наблюдаем, и мы за вами придем».

Существует одна важная деталь в этом бесстрастном механизме, которую не стоит игнорировать при анализе тактики. Ведущие страны ЕС, поддерживаемые Китаем, Россией и Турцией, высказались за формирование универсальной системы, которая даст возможность законно обойти санкционную политику США в отношении Ирана. С Тегераном, с энергетическими и морскими транспортными ресурсами этой страны многие связывают свои национальные интересы. Это и Германия, и Великобритания (как самостоятельная единица, уже почти вне ЕС), и Франция, и Бельгия, и Нидерланды.

Госсекретарь Майк Помпео по этому поводу высказался совершенно определенно:

«Вчера вечером я был обеспокоен и действительно глубоко разочарован, услышав, что оставшиеся стороны по сделке объявили о создании специальной платежной системы для обхода санкций США. Это одна из самых контрпродуктивных мер, которые можно себе представить для регионального и глобального мира и безопасности».

Привлекает внимание манипулирование, казалось бы, бесспорной аргументацией, которая выражена в последних словах цитаты: о безопасности в региональном и глобальном мире. То есть если вы против нас, значит, вы против общей безопасности. Вы наши враги, а не союзники. Не думаю, что Майк Помпео заранее продумывал, как тут расставить слова, но буквально по Фрейду выскочило то, на чем он и вся представляемая им политическая система взращены. Ведь вы не найдете ни одного политика, даже из числа жестоких тиранов, кто бы открыто заявил, что он против безопасности и мира во всем мире. А если так, то нужно следовать в фарватере политики США, даже если это служит во вред национальной экономике десятка развитых или развивающихся стран.

Что же касается именно этого случая, с Ираном, хотя в международной практике он не первый и не последний, то Россия, Китай, Франция, Великобритания и Германия на совещании министров опубликовали общее коммюнике. Вот выдержка из него, так возмутившая Майка Помпео:

«Участники приветствовали практические предложения по поддержанию и развитию каналов оплаты, в частности, инициативу создания механизма специального назначения (Special Purpose Vehicle) для облегчения платежей, связанных с экспортом Ирана, включая нефть».

Речь идет не о демонстративном игнорировании антииранских санкций США, а о поиске правового решения проблемы в интересах нескольких заинтересованных стран. Федерика Могерини, верховный представитель внешнеполитического ведомства ЕС, сказала, что решение уже принято и требуется лишь проработка деталей.

Америку все это очень обеспокоило, потому что еще в 2012 году по ее инициативе Иран отключили от SWIFT, сделав международные платежи недоступными. После отказа Тегерана от своей ядерной программы международная банковская система была восстановлена в Иране. К слову, и России в качестве одной из жестких мер антироссийских санкций угрожают тем же самым.

Советник Джон Болтон заявил: «Банки и системы обмена финансовой информацией, такие как SWIFT, должны обратить пристальное внимание на свои дела с Ираном и задаться вопросом о том, стоит ли это такого риска. SWIFT должна следовать примеру растущего числа компаний, которые пересмотрели свои дела с иранским режимом».

Тегерану осторожно намекнули на возможность прямых переговоров с Дональдом Трампом, но президент Ирана Хасан Рухани ответил: «Если вы ударите кого-то ножом, а затем скажете, что хотите поговорить, в первую очередь нужно убрать нож».

Истории с Ираном и с попыткой мировых держав обойти американские санкции стали лишь поводом для анализа этого сегмента внешней политики США. Как видно, у нее есть и сильные, и слабые стороны. Сила в непреклонности, в экономическом могуществе, в военных ресурсах, в умении вести уничтожающую риторику, несмотря на ее демагогичность очень во многом. Слабость же состоит в одной, казалось бы, второстепенной примете: в свойственной среднему американцу раздражающей самоуверенности, которая не всегда позволяет лавировать не только в частной жизни, но и в мире глобальной политики, где присутствуют интересы больших и малых наций и различных транснациональных институтов.

Напомню, что в самом начале я задался вопросом, последует ли наказание тем, кто сам готов наказывать третьи страны за отступление от их национальных интересов, которые возведены в ранг мирового правопорядка. Гипотетически тогда я предложил поставить на место США Россию при соблюдении некоторых важных условий этого лабораторного сценария. Вывод напросился сам собой: настоящая война, разрушающая мир.

Но что может уберечь от этого не в умозрительных моделях, а в реальности? Только искреннее согласие с тем, что, кроме интересов одного государства и одной нации, существуют и другие ценности, связывающие остальную часть человечества общей историей войн и насущными экономическими и гуманитарными проблемами мира.

Но это уже совсем другая «тактика боя», которую избирают только поистине сильнейшие. А пока мы имеем дело с той, имя которой жесткие санкции и непременное отмщение несогласным.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Авторы:

Реклама

Реклама