11 июня 2019, 23:05

Схему накрутки на «Голосе» раскрыли. Защитят ли от нее следующие сезоны шоу?

Читать 360tv в

После окончания сезона и обнародования результатов исследования зрительского голосования шоу «Голос. Дети» компания Group-IB опубликовала отчет, в котором подробно описала выявленные аномалии. Как удалось совершить накрутку голосов, и удастся ли пресечь ее в следующих сезонах — в материале «360».

В документе подчеркивается, что результаты независимого технического исследования не предназначены для того, чтобы обвинить кого-то из участников шоу.

Реклама

Специалисты Group-IB сообщили, что категорически против оценок этической стороны вопроса или обвинений, направленных на детей или их родителей, сделанных на основании полученных ими результатов.

Напомним, в апреле 2019 года после финала шестого сезона телепроекта «Голос. Дети» на Первом канале с большим отрывом победила Микелла Абрамова. За нее проголосовало 56% пользователей, за других финалистов 27,9% и 15,6%.

Зрители отметили большой разрыв между результатами участников и заподозрили, что голосование было фальсифицировано. Полученные результаты заставили сомневаться в них и устроителей шоу.

Руководство Первого канала обратилось в компанию Group-IB для проведения исследования.

В результате экспертизы специалисты выяснили, что имели место факты автоматической накрутки голосов. Они обнаружили аномально высокие показатели голосования в регионах. Кроме того, эксперты отметили нехарактерное распределение количества голосов.

В Group-IB сообщили об уязвимостях, которые могли быть использованы злоумышленниками. Однако криминалистический анализ данных показал, что их во время голосования не эксплуатировали.

Эксперт Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин в беседе с «360» уточнил, что есть два вида голосования – через голосового робота и посредством смс-сообщений.

«В обоих случаях были обнаружены аномалии, свидетельствующие о накрутке. Даже если отсеять, отфильтровать, явно выраженные аномалии, то все равно получается слишком большое количество голосов», — сообщил Сергей.

Он уточнил, что данные финала не подпадают под результаты прошлых голосований и под нормальное распределение голосов. «Если мы говорим про смс-ки, то есть их большой пик в нехарактерное время. Кроме того, иногда в сообщения попадали технические данные. Для их отправки использовалось какое-то автоматизированное средство. Иногда оно добавляло в смс данные, которые нормальный человек не вставил бы. Этот пул сообщений был достаточно явно выявлен», — рассказал эксперт. Он также отметил, что в случае с голосовым роботом была замечена интересная аномалия.

«Из одного региона Башкирии поступил пул звонков с номеров, которые идут подряд, что нереально. В этом случае тоже набралось максимальное количество звонков», — сообщил Никитин.

Он пояснил, что руководство Первого канала предоставило сотрудникам компании большое количество данных по финалу, суперфиналу и предыдущим сезонам шоу. Поэтому экспертам удалось проанализировать, как статистически голосуют люди, и в какой именно момент.

«Например, есть пики активного голосования, когда на шоу представляют конкурсанта или он выступает. У участника 07 было отмечено нестандартное поведение голосовавших. Это потребовало более глубокого анализа», — продолжил специалист.

Сергей Никитин сообщил, что помимо явных признаков накрутки, как в случае с техническими данными в смс, нашлись и косвенные признаки.

«В среднем, на один уникальный номер приходится 1,55 голоса. У участника 07 — семь голосов, что нехарактерно для всех сезонов», — подчеркнул эксперт.

Он также сообщил, что эта система голосования, как и попытки накруток, распространены во всем мире.

«Защититься от аномалий можно зная, как они совершаются. Насколько будет эффективно их автоматическое отсеивание, рассуждать достаточно сложно. Но алгоритмически часть подобных явлений выявить автоматизировано вполне возможно», — резюмировал Никитин.

Эксперт по информационной безопасности Тарас Татаринов сообщил «360», что однозначно сказать, производится или нет накрутка, нельзя. По его словам, можно говорить лишь о существовании некоей аномалии, которая свидетельствует, что накрутка, возможно, производилась.

«Прямым доказательством аномалия не является. Это косвенное доказательство. Большая частота могла быть вызвана большим количеством поклонников», — сообщил Татаринов.

А вот тот факт, что звонки осуществлялись с серии номеров, отличающихся только одной цифрой, уже серьезнее.

«Тут уже можно сказать, что использовался какой-то пул номеров для автоматизированных средств и с него осуществлялось голосование. Эти номера так или иначе аффилированы с какой-то одной сущностью. Накрутки производят некие автоматизированные программно-аппаратные комплексы, которые со своего пула номеров отправляют сообщения», — отметил эксперт.

Он предположил, что защитить от автоматизированных комплексов, ботов, онлайн голосование можно с помощью каптчи, обратного теста Тьюринга.

«Смс-голосование и звонки контролировать в режиме реального времени точно нельзя. В режиме ретроспективы можно найти аномалии, в режиме реального времени отсеивать их не представляется возможным», — высказался Тарас Татаринов.

Хакер Александр Варский заявил, что в задачу компании Group-IB входило установление факта накрутки. С ней она справилась, но гораздо интереснее было бы узнать, кто фальсифицировал результаты голосования.

«В этом суть любого расследования, узнать кто убийца, а не установить, что он был. Это можно выяснить. Но сомневаюсь, что будут проводиться какие-то дополнительные расследования по этому поводу», — сообщил хакер.

Варский разъяснил, что голосование проводят компании-операторы, в сговоре с которыми можно многого достичь. Однако защитить электронное, смс-голосование или голосовое можно.

«Заблокировать возможность накруток можно, но это сложно и дорого. Фактически, у этого процессора обязательно есть кураторы, зачастую несколько. Один пишет программу, другой контролирует ее работу», — сообщил Александр Варский.

Реклама

Реклама